Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, "вредным" ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к "тяжелым" (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов "по результатам специальной оценки условий труда".
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории ("вредной" или "тяжелой") относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Рисунок 1
Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке "Расчет страховых взносов" установить соответствующий флаг "Используются работы с досрочным выходом на пенсию"
Рисунок 2
Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:
Код основания выслуги лет | Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-11ГР, 27-11ВП | 11 |
27-12 | 12 |
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ | 13 |
27-14 | 14 |
27-15 | 15 |
27-СП (28-СП – до 2011 года) | 16 |
Код особых условий труда | Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-1 | 1 |
27-2 | 2 |
27-3 | 3 |
27-4 | 4 |
27-5 | 5 |
27-6 | 6 |
27-7 | 7 |
27-8 | 8 |
27-9 | 9 |
27-10 | 10 |
27-ОС (28-ОС – до 2011 года) | 17 |
27-ПЖ (28-ПЖ – до 2011 года) | 18 |
Однако независимо от того, были ли уже указаны эти признаки в штатном расписании или сведениях о должности, сам признак обложения дополнительными взносами в должности следует проставить самостоятельно, автоматически при обновлении он не проставляется.
Для принятия решения о том, следует ли указывать для той или иной должности признак обложения дополнительными взносами, а также какой из двух тарифов дополнительных взносов выбрать, можно проанализировать уже ранее заполненные значения "Оснований выслуги лет" для должности и указанные в штатном расписании "условия труда".
Признак обложения дополнительными взносами, устанавливаемый в сведениях о должности | Основание выслуги лет, указанное для должности | Условия труда, указанные в штатном расписании |
---|---|---|
Работы с вредными условиями труда, подпункт 1 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» Рисунок 3 |
Не указывается |
27-1 |
Работы с тяжелыми условиями труда, подпункты 2 - 18 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» Рисунок 4 |
27-11ГР |
27-2 |
Не указывается Рисунок 5 Примечание. Не указывается также для всех должностей, работа на которых не имеет отношения к праву на досрочное назначение трудовой пенсии |
27(28)-ПД |
28-СЕВ |
Обращаем внимание, что если одна и та же должность фигурирует в штатном расписании в разных подразделениях, и для одной из таких позиций указаны особые условия труда из перечисленных в строках 1-2 таблицы (т.е. для этой должности следует установить признак обложения дополнительными взносами), а для другой не указаны, то следует выделить для этих рабочих мест отдельные элементы в справочнике "Должности" и указать для них разные признаки обложения дополнительными взносами.
Таким образом, для расчета дополнительных взносов необходимо лишь для "вредных" должностей расставить соответствующий признак. Тарифы взносов в настройке не нуждаются, они заполняются автоматически в "технологическом" регистре сведений "Тарифы взносов за занятых на работах с досрочной пенсией"
Рисунок 6
При расчете страховых взносов документом "Начисление страховых взносов" все доходы сотрудников регистрируются с указанием отношения к обложению дополнительным взносам (исключение составляет документ "Сдельный наряд на выполненные работы", который сам регистрирует свои доходы для целей расчета страховых взносов).
Рисунок 7
Исчисление страховых взносов производится с учетом значения этого признака. Дополнительные взносы помещаются в отдельную колонку в зависимости от их вида.
Рисунок 8
Раздельный учет "вредных" и "тяжелых" дополнительных взносов связан с их раздельной уплатой (для каждого вида выделен свой КБК). Документом "Расчеты по страховым взносам" регистрируется уплата начисленных дополнительных взносов.
Рисунок 9
В бухгалтерском учете начисленные дополнительные взносы учитываются на субсчетах 69.02.5 и 69.02.6
Рисунок 10
В документе "Корректировка учета по НДФЛ, страховым взносам и ЕСН" имеется возможность указать отношение доходов к обложению дополнительными взносами, а также сумму начисленных дополнительных взносов
Рисунок 11
Изменения внесены и в аналитическую отчетность. В отчете "Анализ начисленных налогов и взносов" реализован дополнительный вариант "ПФР, взносы за работников с досрочной пенсией" для анализа дополнительных взносов
Рисунок 12
В отчет "Карточка учета страховых взносов" добавлен дополнительный раздел, показываемый для сотрудников, которым производилось начисление дополнительных взносов
Рисунок 13
Изменения в регламентированную отчетность по взносам будут внесены по мере публикации соответствующих нормативно-правовых актов.
Обращаем внимание:
Рисунок 14
Другим изменением, внесенным Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ и действующим с 01.01.2013, является замена в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ фразы "либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев" на фразу "либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года".
В структуре программы это изменение отражать не потребовалось, см. статью "Расчет страховых взносов за временно пребывающих иностранных граждан с 2013 года".
Остальные изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ, будут действовать после 01.01.2014, поэтому пока в программе не отражены.
Напомним, что размеры тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ и ежегодно "продляются" отдельными Федеральными законами (например, на 2012 год Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ). Закон № 179-ФЗ предусматривает, в частности, уплату только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы. Однако согласно тексту закона, эта "льгота" распространяется только на "организации любых организационно-правовых форм", соответственно она не распространяется на страхователей, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Теперь эта несправедливость устранена – в Федеральный закон от 03.12.2012 № 228-ФЗ, которым тарифы "продляются" на 2013 год, включена статья 2, позволяющая индивидуальным предпринимателям уплачивать только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы.
В соответствии с этим изменением в версии 2.5.59 при расчете страховых взносов за сотрудников индивидуального предпринимателя, которым установлена инвалидность, будут применена соответствующая "льгота".
Рисунок 15
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ проведена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, с 1 января 2013 года на 5,5%.
Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 № 813 и с ч. 1 ст. 1 закона № 216-ФЗ проведена индексация предельного размера социального пособия на погребение, предусмотренного Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ.
Новые размеры пособий и ограничений устанавливаются при обновлении на версию 2.5.59 автоматически.
Рисунок 16
Обращаем внимание, что с 2011 года максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается, а предельной величиной ограничивается заработок, исходя из которого рассчитывается пособие. Какой-либо перерасчет таких ранее зарегистрированных пособий не требуется.
Сама предельная величина базы для расчета страховых взносов увеличена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 г. № 1276
Рисунок 17
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ с 1 января 2013 года установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 5 205 руб. в месяц. Напомним, что эта величина в программе используется исключительно для расчета пособий. Если используются начисления с произвольными формулами, в которых фигурирует собственный показатель МРОТ (например, "Доплата до МРОТ"), то новое значение показателя при необходимости следует ввести самостоятельно.
Рисунок 18
В общем случае организация, применяющая УСН, исчисляет страховые взносы по "общему" тарифу, соответственно формирует раздел 2 в отчете РСВ-1 с кодом "52" и категорией застрахованных лиц "НР" в сведениях персонифицированного учета.
Однако если организация подходит под условия, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, то она вправе применять "льготный" тариф страховых взносов и должна отчитываться с кодом "07" в разделе 2 отчета РСВ-1 и с категорией застрахованных лиц "ПНЭД" в сведениях персонифицированного учета.
В программе предусмотрено исчисление взносов по такому "льготному" тарифу и формирование соответствующей отчетности. Для этого в настройках параметров учета следует выбрать вид тарифа "Организации, применяющие УСН, занятые производством и приравненными видами деятельности"
Рисунок 19
При таком выборе взносы будут рассчитываться по пониженным ставкам, отчетность будет формироваться с соответствующими кодами.
Однако возможно возникновение ситуации, когда пользователь, желающий установить применение "льготного" тарифа, в настройках параметров учета выбирает "общий" для УСН тариф страховых взносов и редактирует ставки в таблице тарифов в соответствии с "льготным" тарифом, что не является правильным.
Рисунок 20
В результате такого редактирования взносы будут рассчитываться в ожидаемом размере, однако при формировании отчетности неизбежно возникновение проблем. Например, персонифицированная отчетность будет сформирована с "неправильной" категорией и не пройдет проверку соотношения показателей.
Для минимизации вероятности возникновения таких ситуаций в версии 2.5.59 уточнено наименование "обычного" тарифа: "Организации, применяющие УСН, кроме указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ", а также на форму добавлена дополнительная подсказка.
Рисунок 21
Для "льготного" тарифа наименование осталось прежним: "Организации, применяющие УСН, занятые производством и приравненными видами деятельности"
Рисунок 22
Изменения связаны с сообщением пользователя на форуме buh.ru.
Примечания
1Изменения внесены в Федеральные законы от 15.12.2001 года № 167-ФЗ и от 24.07.2009 года № 212-ФЗ пунктом 11 статьи 3 и пунктом 5 статьи 6 этого закона соответственно