Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрена обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для некоторых категорий граждан:
• лиц, замещающих определённые должности государственной службы;
• граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы;
• государственные гражданские служащие и граждане, претендующие на включение в федеральный кадровый резерв;
• И другие.
Если замещаемая должность включена в соответствующий перечень должностей, то служащий представляет сведения ежегодно за предшествующий год.
Сведения подаются в форме справки, которая утверждена Указом Президента.
Справка заполняется в специальной программе "Справки БК". Эта программа позволяет внести все необходимые данные на себя, супруга или супругу, несовершеннолетних детей, распечатать справку, сохранить в файл формата .xsb
Справка представляется служащим в подразделение или организацию по профилактике коррупционных правонарушений. При приеме справки производится анализ представленных Сведений в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты.
Существуют Рекомендации по вопросам представления сведений и по проведению анализа – они обновляются ежегодно.
Анализ справки включает:
СПО "Справки БК" не предоставляет возможность проведения таких проверок.
Реализованный в программе функционал позволяет:
Новый функционал включается в разделе Настройка – Особенности государственного учреждения – Использовать функционал противодействия коррупции. Настройка доступна, если рассчитывается денежное содержание государственных или муниципальных служащих.
В разделе Кадры появляется раздел Противодействие коррупции.
В карточке должности появляется флажок "Обязанность представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Если по объективным причинам невозможно представить Сведения на супруга (супругу), или своих несовершеннолетних детей, служащему следует обратиться с заявлением. Причина заявления рассматривается специальной комиссией и может быть признана объективной и уважительной.
В случае невозможности представить Сведения вследствие не зависящих обстоятельств, Служащий обязан подать уведомление об этом. Примером не зависящих от физического лица обстоятельств могут быть стихийные бедствия, пожар, эпидемии и пр. Такое уведомление может быть направлено и в отношении самого служащего.
Программа поддерживает два способа загрузки справки:
Если сотрудником впоследствии предоставляются дополнительные сканы документов, то их можно догрузить к ранее загруженной справке.
При загрузке справки устанавливается статус "Загружено",
что означает, что анализ справки ещё не производился. Если сотрудник
трудоустроен в организации, то должность и подразделение определяются
автоматически. Содержимое справки выводится по разделам. Для каждого раздела
предусмотрено отдельное поле комментария и указание статуса. При установке
статуса фиксируется, кем и когда этот статус был установлен.
При смене статуса у раздела появляется соответствующая иконка. Таким образом,
при последующей работе со справкой, сразу видно разделы, по которым у проверяющего возникли вопросы.
По результатам проведенного анализа работник уполномоченного подразделения может сделать вывод, что основания для проведения проверки отсутствуют, либо инициировать проведение проверки.
Статус "Требуется уточнение сведений" используется при необходимости запросить дополнительные документы или уточняющую справку у сотрудника.
В соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты реализовано около 50 автоматических проверок. Стоит отметить, что при начислении заработной платы в этой же программе, дополнительно производится проверка доходов.
Если супруг/супруга заявителя работает в этой же организации или в любой другой организации, учет по которой ведется в программе, то и по супруге/супругу будет произведена полная проверка сведений аналогично, как и по самому заявителю.
Необходимо учесть, что для проведения такого анализа уполномоченный сотрудник наделяется привилегированными правами в программе.
В соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты при проведении анализа необходимо сопоставлять справку со справками за предшествующие периоды. Для этого разработана форма визуального сравнения справок. Сравнение справок производится по разделам. Пиктограммой отмечены разделы, в которых обнаружены расхождения. Расхождения подсвечиваются и кнопками ВВЕРХ или ВНИЗ можно просмотреть их по очереди. В этой же форме можно установить статус проверки раздела и заполнить комментарий.
В кадровых отчетах появляется "Отчет о ходе декларационной кампании". В нём отображаются:
• Общие итоги по планируемому количеству справок и представленных по факту
• Развернутая информация по справкам в разрезе сотрудников и их родственников
• Наличие/отсутствие уведомление о невозможности представления справок
• Статусы проверок, наличие ошибок в разделах справок
Отчет можно сформировать, как в полном варианте, так и с различными отборами.
Реализована возможность проводить конкурсы на замещение вакантных должностей и формировать комиссии для внесения результатов голосования. А также использовать заявки руководителей на проведение конкурса (для этого должно быть также включено использование подбора персонала).
Возможность включается в настройках управления персоналом – группа Конкурсы.
После включения в разделах "Кадры" (для кадровика) и "Подбор персонала" (для руководителя) появляется раздел Конкурсы.
Заявки на проведение конкурса создают руководители подразделений.
Конкурс может проводиться как на замещение вакантной должности, так и на включение в кадровый резерв (этот функционал рассмотрен в следующем разделе).
Для работы кадровика с конкурсами предусмотрен новый профиль групп доступа – "Кадровик (с доступом к конкурсам)". В разделе Кадры ему также доступно формирование конкурсных комиссий.
После того как руководитель оформил заявку, кадровик на её основании может создать конкурс.
Кадровик дозаполняет в конкурсе необходимые данные и нажимает кнопку "Объявить конкурс".
После этого, на первом этапе необходимо сформировать список участников – ими могут быть как действующие сотрудники, так и внешние кандидаты. Имеется возможность сформировать согласие на обработку персональных данных. Также в меню Печать есть возможность формирования других важных печатных форм.
В завершение первого этапа необходимо внести результаты рассмотрения кандидатов, вписать комментарии и нажать соответствующую кнопку.
Перед тем как перейти к следующему этапу – комиссии, её необходимо в программе создать. Это можно сделать как на самом этапе, так и заранее.
После создания комиссии её следует выбрать в конкурсе и нажать "Утвердить комиссию".
После этого следует новый этап – Итоговые баллы. На нём необходимо внести результаты голосования и выставить баллы.
После утверждения баллов переходим к завершающему этапу – второму. На нём необходимо указать, кто стал победителем конкурса, кто рекомендуется в кадровый резерв, кому было отказано. После чего завершить конкурс.
После этого становятся доступны команды для дальнейшего продвижения участников конкурса в программе. Для этого рекомендуется, чтобы в настройках было задействовано использование кадровых решений (в частности, о приеме – для внешних участников и переводе – для текущих сотрудников).
Для рекомендованных к включению в кадровый резерв становится доступна соответствующая команда.
Имеется возможность завершить конкурс досрочно.
Текущий этап доступен для просмотра в списке конкурсов.
Кадровый резерв – группа лиц, соответствующих требованиям для замещения должностей гражданской службы. Общий порядок формирования кадрового резерва описан в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Статья 64).
Существует несколько видов (уровней) кадрового резерва. Каждый вид имеет свой порядок формирования и регламентируется своими нормативно-правовыми актами.
По всем видам кадрового резерва используются одинаковые принципы формирования:
В программе реализовано хранение сведений и выполнение процессов, необходимых для формирования и ведения любого вида кадрового резерва.
Позиция кадрового резерва – это специальная сущность, используемая для описания должности, на которую необходимо сформировать кадровый резерв. Согласно законодательству кадровый резерв формируется по категориям и группам должностей. В позиции кадрового резерва также указывается вид резерва, и перечисляются требования к кандидатам, такие как возраст, стаж и образование. Тут же можно подобрать имеющихся в базе кандидатов, соответствующих этим требованиям. Дополнительно могут быть указаны выполняемые функции и программы обучения.
В кадровый резерв государственного органа могут включаться граждане и Гражданские служащие:
Гражданские служащие также могут включаться :
В программе лица, рекомендуемые или претендующие на включение в кадровый резерв, могут быть зарегистрированы документом "Заявка на включение в кадровый резерв". Выбор резервиста осуществляется либо из внешних кандидатов, либо из трудоустроенных сотрудников.
По итогам конкурса конкурсная комиссия вправе принять решение о включении кандидата в кадровый резерв. Участником конкурса может являться как внешний кандидат, так и сотрудник.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение о рекомендации к включению в кадровый резерв. В отличие от предыдущих документов, принимать участие в аттестации может только сотрудник организации.
В остальных случаях – используется документ "Включение в кадровый резерв".
Гражданские служащие (граждане) исключаются из кадрового резерва в случае:
В программе при увольнении или при назначении на должность из кадрового резерва исключение производится непосредственно в самом кадровом документе. При необходимости оставить сотрудника в кадровом резерве – используется специальный переключатель.
При наложении дисциплинарного взыскания исключение из кадрового резерва производится из самого документа.
Для всех остальных случаев используется документ "Исключение из кадрового резерва".
Включение в кадровый резерв, а также исключение из кадрового резерва оформляется правовыми актами. В программе предусмотрены печатные формы приказов включения в кадровый резерв, исключения и приложений к ним.
"Управление кадровым резервом" – специальное рабочее место, позволяющее видеть текущее состояние кадрового резерва:
Например, оно позволяет
● Искать и просматривать данные лиц, включенных в кадровый резерв по выбранному виду резерва, категории и группе должности
● ….а также претендующих на включение в кадровый резерв
● …и ранее исключенных из кадрового резерва.
В этой же форме может осуществляться включение в кадровый резерв и исключение из него.
В карточке резервиста отображается вся информация об его участии в кадровом резерве:
● Позиции кадрового резерва, в которых он состоит
● Полная история документов по кадровому резерву
Для удобства работы с кадровым резервом, разработаны различные формы отчетов:
Для передачи сведений о сформированном кадровом резерве (либо архиве кадрового резерва) в вышестоящие органы государственной службы предусмотрены формы выписки из кадрового резерва и архива кадрового резерва.
Этот список отличают такие особенности:
- один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа с вариантами должностей, на которые он рассматривается;
- в него заносится максимум сведений о каждом резервисте, в т. ч. анкетные данные, образование, даты внесения в резерв и прочее.