Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 6 ст. 5.27, ч. 1 - 4 ст. 5.27.1, ст. 5.28 - 5.34, ч. 1 ст. 14.54, ч. 2 ст. 15.33.2, ст. 15.34 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе (ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ):
- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители;
- главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
- руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители;
- главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;
- главные государственные инспектора труда;
- старшие государственные инспектора труда;
- государственные инспектора труда.
Протокол об административном правонарушении
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Помимо вышеуказанных случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 5, 7 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 14.54, ч. 1 ст. 19.4, ч. 23 ст. 19.5, ст. 19.6 (п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1, 2, 3, 6.2 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
См. Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом Роструда от 02.09.2015 № 238.
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов (за исключением деяний, предусмотренных ч.ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ) влечет (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- для юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Совершение данного правонарушения лицом, которое привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение, влечет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц – административный штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного до трех лет;
- для индивидуальных предпринимателей – административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- для организаций – административный штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также и при фактическом допущении работника к работе с ведома и согласия работодателя (ч. 3 ст. 16 ТК РФ). При этом запрещается допускать к работе без ведома или поручения работодателя или уполномоченного им лица (ч. 4 ст. 16 ТК РФ).
Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (если работодатель откажется заключить трудовой договор с таким работником) влечет административный штраф (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):
- на граждан – в размере от 3 000 до 5 000 руб.;
- на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, уклонение от оформления трудового договора или ненадлежащее его оформление влекут наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):
- на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
- на организации – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Совершение деяний (предусмотренных ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ (фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом) и ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (уклонение от оформления трудового договора) лицом, ранее совершившим аналогичное правонарушение, влечет (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для граждан – административный штраф в размере 5 000 руб.;
- для должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- для индивидуальных предпринимателей – административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
- для организаций – административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб.
Жалобу на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства нужно подавать в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд (п.11 Обзора законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).
За невыплату (несвоевременную выплату) заработной платы работодатель может быть привлечен и к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает:
- для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Повторное совершение аналогичного правонарушения может повлечь (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц - наложение штрафа от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- для индивидуальных предпринимателей - наложение штрафа от 10 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц - наложение штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.
Нарушение государственных нормативных требований к охране труда
Статья 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение требований к охране труда.
Так, нарушение государственных нормативных требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) влечет (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб.;
- для организаций – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 руб.;
Частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение. Совершение данного правонарушения влечет:
- для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
- для организаций – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.;
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя за допуск работника к работе без проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда. Этой же нормой предусмотрена ответственность работодателя в случае допуска к работе работника без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при допуске к работе при наличии медицинских противопоказаний. Совершение таких правонарушений влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на организации – в размере от 110 000 до 130 000 руб.
Обязанность работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (и в прочих случаях) предусмотрена частью 1 статьи 221 ТК РФ. Ответственность за неисполнение этой обязанности предусмотрена частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Заметим, что под СИЗ данная норма понимает те средства защиты, которые отнесены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику." Итак, необеспечение работников СИЗ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
- на организации – в размере от 130 000 до 150 000 руб.
Совершение вышеперечисленных деяний лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, может повлечь за собой (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- для индивидуальных предпринимателей – наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для организаций – наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет (ст. 5.28 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет (ст. 5.29 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет (ст. 5.30 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
Нарушение или невыполнение работодателем или его представителем обязательств по коллективному договору, соглашению (за исключением указанных в ч. 2 ст. 5.31 КоАП РФ) влечет (ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.
Нарушение или невыполнение работодателем или его представителем обязательств по коллективному договору, соглашению в части охраны труда сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, влечет (ч. 2 ст. 5.31 КоАП РФ):
- предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей.
Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет (ст. 5.32 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
Невыполнение соглашения
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет (ст. 5.33 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей.
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет (ст. 5.34 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей.
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа (ст. 5.40 КоАП РФ):
- на граждан - в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей.
Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора
Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, влечет (ч. 1 ст. 20.26 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
Организация действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 ст. 20.26 КоАП РФ, влечет (ч. 2 ст. 20.26 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет (ст. 5.39 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет (ст. 17.5 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.
Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме
Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет (ст. 5.7 КоАП РФ):
- наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей.
Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом:
- в государственный орган (должностному лицу);
- в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему):
- государственный контроль (надзор);
- государственный финансовый контроль;
- муниципальный контроль;
- муниципальный финансовый контроль;
- представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Совершение перечисленных нарушений влечет (ст. 19.7 КоАП РФ):
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей;
- для должностных лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей;
- для юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.
Данная статья не применяется в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 6.16, ч. 2 ст. 6.31, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 8.28.1, ст. 8.32.1, ч. 5 ст. 14.5, ч. 4 ст. 14.28, ст. 19.7.1, ст. 19.7.2, ст. 19.7.2-1, ст. 19.7.3, ст. 19.7.5, ст. 19.7.5-1, ст. 19.7.5-2, ст. 19.7.7, ст. 19.7.8, ст. 19.7.9, ст. 19.7.12, ст. 19.7.13, ст. 19.8, ст. 19.8.3 КоАП РФ.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего)
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа (ст. 19.29 КоАП РФ):
- на граждан - от 2 000 до 4 000 рублей;
- на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.