Судебная практика

Какие документы подтвердят реальность выполнения работ подрядчиком?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2025 № Ф07-17867/2024 по делу № А56-59410/2023

Комментарий

Одним из условий для учета расходов и применения вычетов по НДС по подрядным работам является их выполнение именно подрядчиком (а не самим налогоплательщиком или иными лицами). Документы, которыми можно подтвердить этот факт, назвал Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 21.01.2025 № Ф07-17867/2024 по делу № А56-59410/2023.

По мнению судей, вместе со справкой о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) и актом о приемке выполненных работ (по форме КС-2) должны быть документы первичного учета, а именно журналы, сметы, техническая документация и т. д. с указанием работ и стоимости материалов и оборудования.

Кроме того, если договором предусмотрено составление каких-либо дополнительных документов (к примеру, согласование субподрядчиков, списков сотрудников, допущенных на объект и т. п.), то они также должны быть у налогоплательщика. А при выполнении работ с использованием оборудования или материалов заказчика нужно быть готовым предоставить документы об их передаче и возврате, а также отчеты об использовании.

Без этой документации факт выполнения работ именно подрядчиком считается недоказанным, поэтому расходы (вычеты) могут снять, даже если у подрядчика был персонал, а также материальные ресурсы, членство в СРО и прочие признаки реальной компании.