Документ
Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 № 1796-О
Комментарий
В отношении ООО ИФНС вынесла решение о привлечении к ответственности с доначислением недоимки по НДС и налогу на прибыль. Основанием для такого решения стало выявление факта участия организации в схеме ухода от налогообложения.
По мнению ООО, принимая решение, ИФНС допустила существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Поскольку суды всех инстанций налогоплательщика не поддержали, он обратился в КС РФ с требованием признать положения абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ неконституционными. Организация считает, что эта норма не соответствует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы ООО к рассмотрению. Он отметил следующее.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 НК РФ). Для обеспечения этой обязанности введена система мер налогового контроля. Одним из полномочий налоговых органов является право на проведение налоговых проверок (камеральной или выездной).
В целях гарантирования прав налогоплательщиков в рамках их привлечения к налоговой ответственности в п. 14 ст. 101 НК РФ закреплены основания для отмены решения ИФНС. К ним, в частности, относится нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, касающихся обеспечения возможности участвовать в ней проверяемому лицу, а также иные нарушения этой процедуры, если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Такое правовое регулирование направлено на защиту прав налогоплательщиков, а не на их ограничение. Поэтому конституционные права ООО не нарушены.
Отметим, что иными основаниями для отмены решения ИФНС в силу п. 14 ст. 101 НК РФ могут быть (п. 40, 42 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57):
- неизвещение либо ненадлежащее извещение проверяемого лица о месте и времени рассмотрения материалов проверки (т. е. вынесение решения в отсутствие проверяемого лица);
- вынесение решения по итогам проверки не тем руководителем (заместителем руководителя) ИФНС, которая рассматривала материалы проверки.