Документ
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 24.04.2018 по делу № 11-5152/2018
Комментарий
Организация обратилась в суд с требованием взыскать материальный ущерб, который причинил бывший работник – водитель в результате ДТП с его участием. В сумму ущерба, превышающую 1 млн. рублей работодатель включил стоимость поврежденного автомобиля, услуги оценщика и стоимость груза. Свои требования он обосновал тем, что с водителем был заключен договор о полной материальной ответственности.
Челябинский областной суд напомнил, что договор о полной материальной ответственности можно заключить только с работниками, которые непосредственно обслуживают или используют денежные, товарные ценности или иное имущество (ст. 244 ТК РФ). Перечень работ и категорий сотрудников, с которыми можно заключить договоры о полной материальной ответственности утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85.
В данном перечне поименованы, в частности, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, а указанными в перечне работами являются, в том числе, работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).
Судьи указали, что в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 экспедитору присущи следующие обязанности:
- организация выполнения доставки груза с гарантией сохранности, услуг по приему товаров (грузов), их перевозке и выдаче в установленном порядке,
- отслеживание выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ,
- соблюдение сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов,
- оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств в поврежденном состоянии.
При этом согласно должностной инструкции в обязанности водителя входили:
- управление автомобилем, подъемными механизмами, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, другим оборудованием специализированных автомобилей;
- заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
- проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращению в гараж;
- подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов, контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля, проверка целостности упаковки (тары);
- устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов; оформление путевых документов;
- прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами;
- сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации;
- проведение капитального ремонта закрепленного автомобиля;
- участие при необходимости в составлении актов на недостачу, порчу грузов и других документов.
Сравнив эти два списка суд пришел к выводу, что выполнение обязанностей экспедитора водителю не поручалось, следовательно, договор о полной материальной ответственности с ним был заключен неправомерно. Это означает, что работник обязан возместить ущерб исключительно в размере среднего заработка.
Требования работодателя, превышающие данный размер, незаконны.