Комментарии законодательства

Планируют изменить порядок расчета среднего заработка

Дата публикации

Документ

Проект постановления Правительства России

Комментарий

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован Проект изменений (далее – Проект) порядка расчета среднего заработка, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922). В Проекте частично решены спорные вопросы и урегулированы некоторые пробелы. Планируется, что новый порядок будет применяться с 1 сентября 2025 года. Рассмотрим основные изменения.

1. Добавили исключаемые периоды

В настоящее время не урегулирован вопрос о том, можно ли учитывать при расчете среднего заработка оплату за работу в выходные (нерабочие праздничные дни) в период командировки. В недавнем письме Минтруд России пришел к выводу, что все суммы, начисленные за период командировки, не включаются в дальнейшем в расчет среднего заработка. Подробнее см. комментарий.

Проект содержит прямую норму об этом. Так, в перечень исключаемых периодов (наряду с получением работником среднего заработка) добавлено время, когда работник находился в командировке, в том числе если отработанное время пришлось на выходные или праздничные дни в командировке (см. п. 5 Проекта). Стоит отметить, что в Проекте не упоминается порядок оплаты такой работы, как и в ранее обнародованных письмах Минтруда России. Выходные (праздничные) дни в командировке могут быть оплачены исходя из среднего заработка или оклада (оплаты труда).

При этом работодатель вправе в локальных нормативных актах установить не только порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни в командировке, но и определить, что такие суммы в дальнейшем учитываются в расчете среднего заработка (п. 3 ст. 41 ТК РФ).

2. Скорректировали правила расчета среднего заработка при отсутствии дохода в расчетном периоде

Средний заработок рассчитывается за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу сохранения среднего заработка (ст. 139 ТК РФ и п. 4 Положения № 922). При отсутствии заработка в расчетном периоде или в периоде, превышающем расчетный, средний заработок определяется исходя из суммы зарплаты за предшествующий период, равный расчетному. Это правило установлено п. 6 Положения № 922. При этом в действующих пп. 7 и 8 Положения № 922 определены правила расчета среднего заработка для ситуации, когда отработанные дни и начисления отсутствуют как в расчетном периоде, так и до начала такого периода. Во всех этих пунктах речь идет об отсутствии отработанных дней или зарплаты до начала расчетного периода. Только в п. 6 Положения № 922 в таком случае предлагается использовать заработок за предшествующий период, равный расчетному, а в пп. 7 и 8 Положения № 922 – заработок за фактически отработанные в месяце сохранения среднего заработка дни или тарифную ставку (оклад). Такая коллизия формулировок приводит к тому, что на практике вопросы расчета среднего заработка, когда сотрудник длительное время не работал, разрешаются по-разному (см. статью).

В Проекте эти проблемы постарались устранить. В пунктах 6 и 8 оставили действующие формулировки, а п. 7 изменили. Согласно п. 7 Проекта, если работник не имел фактического заработка или отработанных дней в предшествующем периоде, равном расчетному, либо этот период относился к исключаемым, необходимо использовать фактически начисленную зарплату за фактически отработанное время в месяце сохранения среднего заработка.

Таким образом, новый алгоритм расчета среднего заработка для сотрудников, которые не имели заработка (или не работали) длительное время, будет следующим.

  1. Если заработка (отработанных дней) нет в расчетном периоде, а также в периоде, превышающем расчетный, необходимо использовать заработок за предшествующий период, равный расчетному (п. 6 Проекта).

На практике это должно работать так. Расчетный период с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. не отработан. Поэтому для расчета среднего заработка необходимо использовать период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г.

Однако новая формулировка не дает полной ясности. Так, не совсем понятно, что значит фраза "период, превышающий расчетный" и какой все-таки период брать для расчета, если из расчета исключается, например, полтора года.

Воспользуемся предыдущим условием. Сотрудница идет в отпуск с 10 октября 2025 года, она родила ребенка 5 марта 2024 года и ушла в отпуск по уходу (в отпуске по БИР не была). Расчетный период – с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. не отработан, как не отработан период, превышающий расчетный (с 5 марта по 30 сентября 2024 года). Из нового пункта 6 Проекта не вполне ясно, нужно ли в этом случае брать в качестве предшествующего периода, равного расчетному период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. (будет отработан не полностью).

Либо использовать период с 1 марта 2023 г. по 28 апреля 2024 г. Толкование нормы возможно как в пользу одного мнения, так и в пользу другого.

  1. Если в период, предшествующий расчетному, заработка тоже нет, то для расчета среднего заработка берем фактически отработанные дни и полученную зарплату в месяце сохранения среднего заработка (п. 7 Проекта).

Предполагаем, что эти положения необходимо применять, если средний заработок за сотрудником сохраняется в месяце приема на работу. Однако буквальное толкование нормы допускает варианты. Например, сотрудница брала отпуск по беременности и родам с 1 января 2023 года, потом с 5 июня 2023 года взяла отпуск по уходу за ребенком, вышла на работу с 1 октября 2025 года, а 10 октября уходит в ежегодный отпуск. Исключаемый период в этом случае – с 1 января 2023 г. по 30 сентября 2025 г., т. е. и расчетный период, и период, превышающий расчетный. В этом случае буквальное толкование нормы допускает как использование в качестве расчетного периода период с 1 января по 31 декабря 2022 года, так и расчет среднего заработка исходя из заработка за 10 дней октября 2025 года.

  1. Если у сотрудника нет вообще отработанных дней и заработка (например, он едет в командировку в день трудоустройства), то средний заработок необходимо рассчитывать из установленной заработной платы (п. 8 Проекта).

Условия применения этого пункта предельно ясны, однако его применение тоже может вызвать трудности, если сотруднику установлен не оклад или дневная тарифная ставка, а сдельная система оплаты труда, например, или часовая ставка, или ведется суммированный учет рабочего времени.

Надеемся, в ходе общественного обсуждения указанные недочеты будут устранены.

3. Определен порядок расчета среднего заработка для выходного пособия

Выходное пособие выплачивается увольняемому работнику в размере среднего месячного заработка такого работника. Для определения среднего месячного заработка работника необходимо умножить его средний дневной заработок на количество дней (календарных, рабочих), подлежащих оплате (п. 9 Положения № 922). Сейчас для расчета выходного пособия средний дневной заработок умножается на количество рабочих дней. Такой вывод основан на решении Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № ГКПИ06-366. При этом не утихают споры по вопросам включения в число оплачиваемых нерабочих праздничных дней (см. статью), а также выходных, перенесенных при совпадении с праздничными (см. статью).

В п. 9 Проекта предусмотрено, что средний заработок для выплаты выходного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году (20,6).

Для работников с суммированным учетом рабочего времени также ввели специальную норму для расчета выходного пособия. Согласно п. 13 Проекта, размер выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году. Среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих часов в году, рассчитанного в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени, на 12.

Отметим, в нормах не указано, какой использовать месяц и год – календарный или нет. Скорее всего, имеется в виду обычный месяц, который нужно исчислять с даты, следующей за датой увольнения. А что касается года, то не вполне ясно, брать количество часов в календарном году или определять его также с даты, следующей за днем увольнения. При этом, поскольку слова "месяц" и "год" употребляются совместно и без дополнительной характеристики, логично предположить, что подход должен быть одинаковым, то есть либо календарный год и месяц, либо нет.

Приведем примеры расчета выходного пособия по новым правилам.

Сотрудник с поденным учетом увольняется 13 февраля 2025 года, выходное пособие рассчитывается за период с 14 февраля по 13 марта 2025 года. В этом периоде 20,6 рабочих дней, поэтому рассчитанный средний дневной заработок необходимо умножить на это число. Если сотруднику установлен суммированный учет рабочего времени, то необходимо сначала определить нормальное количество рабочих часов в году. Учитывая дату увольнения, из норм не вполне понятно, нужно брать количество часов в периоде с 1 января по 31 декабря 2025 года или количество часов в периоде с 14 февраля 2025 г. по 13 февраля 2026 г., или какой-то иной период.

Например, в 2025 году норма рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе – 1972.

Среднее количество часов в месяце – 1972/12 = 164,33.

Оплата положена за 164,33 часа.

Еще раз подчеркнем, это один из вариантов расчета по новым нормам. Буквальное толкование допускает и другие варианты расчета.

Также стоит отметить, что в нормах упоминается только выходное пособие. Но сохраняемый средний заработок выплачивается также на период трудоустройства. Вероятно, подразумевается, что алгоритм его расчета такой же, как и у выходного пособия. Но было бы лучше, если бы это было прямо указано в норме.

Порядок расчета выходного пособия – это не единственный спорный вопрос в оплате неотработанного периода. Также очень много сложностей вызывает расчет оплаты вынужденного прогула в случае восстановления на работе незаконно уволенного работника (подробнее см. статью). Однако для такого расчета специальных правил в Проекте не предусмотрено.

4. Специальное правило для индексации заработка при переводах

В п. 16 Проекта добавлен новый абзац, согласно которому из общего правила индексации среднего заработка сделано исключение. Так, если повышение заработка произошло в связи с переводом на другую должность, то средний заработок не индексируется (определение Первого КСОЮ от 12.12.2022 № 88-30799/2022).

Если в день перевода (назначения) работника в организации увеличивается оплата труда на основании акта Президента РФ или Правительства России, то по новому правилу выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.