Комментарии законодательства

Новые правила проведения проверок бизнеса

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ

Комментарий

В Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее – Закон № 248-ФЗ) внесены изменения, связанные с проведением проверок контролирующими органами. Рассмотрим основные новшества, которые вступили в силу с 28.12.2024.

Контролерам запретили выдавать предписания без оснований

Контролирующим органам закон запрещает принимать необоснованные решения и совершать необоснованные действия при организации и проведении проверок ( п. 5 ст. 7 Закона № 248-ФЗ). Теперь в законе закреплен прямой запрет выдавать необоснованные предписания:

Акты и предписания учтут в реестре проверок

Теперь акты и предписания об устранении выявленных нарушений в ходе контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение и выездное обследование) подлежат учету в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Соответствующие изменения внесены в подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ.

Дистанционные проверки бизнеса с помощью мобильного приложения "Инспектор"

Закон предоставляет возможность государственным органам проводить удаленные проверки при помощи мобильного приложения "Инспектор". Это позволит инспекторам проводить проверки без выезда на объект (речь идет о профилактических визитах, инспекционных визитах, осмотрах, рейдовых осмотрах, о выездных проверках, досмотрах, опросах, проведении экспертиз, экспериментов), а также хранить записи в течение 5 лет для обжалования вынесенных решений. Планируется, что с помощью приложения можно будет также подтвердить факт устранения нарушений, выявленных ранее.

Организациям могут присваивать публичные оценки уровня соблюдения требований

Статья 48 Закона № 248-ФЗ дополнена п. 6 и 7, которые предусматривают возможность стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемым лицом требований закона. Для этого такому объекту может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля. Правительство России вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно.

Напомним, что в планах Минэкономразвития начать в 2025 году пилотный проект, в рамках которого компаниям будут присваивать публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований. Оценка будет присваиваться по итогам профилактического или надзорного мероприятия, а правила и критерии ее присвоения будут закреплены в положениях о соответствующем виде контроля.

При определении категории риска для проведения проверок учтут больше сведений

При проведении проверок в России применяется риск-ориентированный подход: чем выше категория риска, к которой отнесено контролируемое лицо, тем чаще к нему будут приходить контролеры. Порядок отнесения к категориям риска закреплен в ст. 23 Закона № 248-ФЗ. Теперь при отнесении контролируемого лица к категории риска будут учитываться также (подп. 7, 8 п. 7 ст. 23 Закона № 248-ФЗ:

Категории рисков (не менее трех), а также критерии отнесения к ним по-прежнему будут устанавливаться положениями о виде определенного вида контроля.

Оспорить категорию риска можно через Госуслуги

Пункт 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ дополнен нормой, которая позволяет контролируемому лицу подать заявление об изменении категории риска деятельности или категории риска принадлежащих ему объектов контроля через Единый портал государственных и муниципальных услуг (в числе прочего). Право на обжалование отнесения к определенной категории риска закреплено в п. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ.

При подаче жалобы на решения, а также действия (бездействие) контролирующих органов и их должностных лиц в ней теперь необходимо также указывать учетный номер объекта контроля в Едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска) (п. 7 ст. 41 Закона № 248-ФЗ).

Жалоба на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней (п. 2.1 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).

Срок рассмотрения других жалоб на решения или действия (бездействие) контролирующего органа сокращен с 20 до 15 рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).

Определена новая периодичность плановых мероприятий

Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 248-ФЗ, виды и периодичность плановых контрольных мероприятий в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). Теперь этот порядок распространяется в том числе на профилактические визиты контролеров, а сама норма предусматривает следующую периодичность проверок и профилактических визитов (п. 2 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):

Вместо плановой проверки контролеры вправе провести обязательный профилактический визит.

До 28.12.2024 периодичность проведения проверок была следующей:

Поводов отказать инспектору в проведении проверки стало больше

В статье 36 Закона № 248-ФЗ появилось еще одно основание, по которому контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в проведении проверки. Это отсутствие на документах о проведении проверки штрихкода со ссылкой на страницу Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий с информацией о проводимой проверке. Либо если этот штрихкод нанесен некорректным образом. Правило не применяется в отношении проверок, для которых не требуется принимать решение об их проведении (п. 7 ст. 36 Закона № 248-ФЗ).

Установлены случаи, когда профилактический визит обязателен

Также в законе теперь закреплены случаи, когда проведение профилактического визита является обязательным. Он проводится (новая ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ):

Правительство России вправе установить иные случаи обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.

Отказаться от обязательного профилактического визита нельзя.

Профилактический визит можно инициировать самостоятельно

В новой редакции закона № 248-ФЗ закрепили норму, согласно которой контролируемое лицо вправе инициировать проведение в отношении себя профилактического визита. Это возможно при условии, что такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением (п. 1 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ).

Такой визит проводится на основании заявления, которое подается через Единый портал госуслуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг. На рассмотрение заявления (о проведении визита или об отказе в его проведении) у контролеров 10 рабочих дней. Результат рассмотрения сообщается заявителю.

Дата проведения визита по заявлению контролируемого лица согласуется с ним в течение 20 рабочих дней. От заявления о проведении визита или от самого визита можно отказаться не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Оснований для внеплановой проверки стало больше

Перечень оснований для проведения внеплановой проверки дополнен новыми основаниями (подп. 7, 8, 9 п. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ). Теперь поводом для проверки могут стать:

Новые полномочия инспекторов при проведении контрольной закупки

Статья 67 Закона № 248-ФЗ дополнена пунктом 12, который предусматривает дополнительные полномочия инспекторов при выявлении нарушений в ходе контрольной закупки с целью проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки.

Если в ходе контрольной закупки выявлены нарушения, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки. Для этого не требуется решение о проведении проверки, а также согласование с органами прокуратуры.

Устранение выявленных в ходе проверки нарушений можно согласовать с контролерами

Закон № 248-ФЗ дополнен новыми статьями 90.1 и 90.2, которые уточняют порядок и содержимое предписаний, выдаваемых контролерами, а также предусматривают возможность заключить с ними соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В соответствии с таким соглашением контролируемое лицо обязуется обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц контрольного органа на объект контроля в целях оценки соответствия, а контрольный орган приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений.

По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.

Отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке нельзя.