Документ
Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ
Комментарий
В Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее – Закон № 248-ФЗ) внесены изменения, связанные с проведением проверок контролирующими органами. Рассмотрим основные новшества, которые вступили в силу с 28.12.2024.
Контролерам запретили выдавать предписания без оснований
Контролирующим органам закон запрещает принимать необоснованные решения и совершать необоснованные действия при организации и проведении проверок ( п. 5 ст. 7 Закона № 248-ФЗ). Теперь в законе закреплен прямой запрет выдавать необоснованные предписания:
- об устранении выявленных нарушений;
- о проведении мероприятий по устранению последствий выявленных нарушений и (или) восстановлению правового положения, которое было до таких нарушений.
Акты и предписания учтут в реестре проверок
Теперь акты и предписания об устранении выявленных нарушений в ходе контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение и выездное обследование) подлежат учету в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Соответствующие изменения внесены в подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ.
Дистанционные проверки бизнеса с помощью мобильного приложения "Инспектор"
Закон предоставляет возможность государственным органам проводить удаленные проверки при помощи мобильного приложения "Инспектор". Это позволит инспекторам проводить проверки без выезда на объект (речь идет о профилактических визитах, инспекционных визитах, осмотрах, рейдовых осмотрах, о выездных проверках, досмотрах, опросах, проведении экспертиз, экспериментов), а также хранить записи в течение 5 лет для обжалования вынесенных решений. Планируется, что с помощью приложения можно будет также подтвердить факт устранения нарушений, выявленных ранее.
Организациям могут присваивать публичные оценки уровня соблюдения требований
Статья 48 Закона № 248-ФЗ дополнена п. 6 и 7, которые предусматривают возможность стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемым лицом требований закона. Для этого такому объекту может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля. Правительство России вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно.
Напомним, что в планах Минэкономразвития начать в 2025 году пилотный проект, в рамках которого компаниям будут присваивать публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований. Оценка будет присваиваться по итогам профилактического или надзорного мероприятия, а правила и критерии ее присвоения будут закреплены в положениях о соответствующем виде контроля.
При определении категории риска для проведения проверок учтут больше сведений
При проведении проверок в России применяется риск-ориентированный подход: чем выше категория риска, к которой отнесено контролируемое лицо, тем чаще к нему будут приходить контролеры. Порядок отнесения к категориям риска закреплен в ст. 23 Закона № 248-ФЗ. Теперь при отнесении контролируемого лица к категории риска будут учитываться также (подп. 7, 8 п. 7 ст. 23 Закона № 248-ФЗ:
- отсутствие нарушений по результатам обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий в течение определенного периода времени;
- наличие определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований, если такая оценка предусмотрена в рамках вида контроля.
Категории рисков (не менее трех), а также критерии отнесения к ним по-прежнему будут устанавливаться положениями о виде определенного вида контроля.
Оспорить категорию риска можно через Госуслуги
Пункт 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ дополнен нормой, которая позволяет контролируемому лицу подать заявление об изменении категории риска деятельности или категории риска принадлежащих ему объектов контроля через Единый портал государственных и муниципальных услуг (в числе прочего). Право на обжалование отнесения к определенной категории риска закреплено в п. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ.
При подаче жалобы на решения, а также действия (бездействие) контролирующих органов и их должностных лиц в ней теперь необходимо также указывать учетный номер объекта контроля в Едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска) (п. 7 ст. 41 Закона № 248-ФЗ).
Жалоба на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней (п. 2.1 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).
Срок рассмотрения других жалоб на решения или действия (бездействие) контролирующего органа сокращен с 20 до 15 рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).
Определена новая периодичность плановых мероприятий
Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 248-ФЗ, виды и периодичность плановых контрольных мероприятий в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). Теперь этот порядок распространяется в том числе на профилактические визиты контролеров, а сама норма предусматривает следующую периодичность проверок и профилактических визитов (п. 2 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):
- не менее одной, но не более двух плановых проверок в год – для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- одна плановая проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год – для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
- для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска периодичность проведения обязательных профилактических визитов (в том числе по отдельным видам контроля) определяется Правительством РФ.
Вместо плановой проверки контролеры вправе провести обязательный профилактический визит.
До 28.12.2024 периодичность проведения проверок была следующей:
- для объектов чрезвычайно высокого риска – не менее одной, но не более двух проверок в год;
- для объектов высокого или значительного риска – не менее одной проверки в четыре года и не более одной проверки в два года;
- для объектов контроля среднего и умеренного риска – не менее одной проверки в шесть лет и не более одной проверки в три года;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, проверки не проводились.
Поводов отказать инспектору в проведении проверки стало больше
В статье 36 Закона № 248-ФЗ появилось еще одно основание, по которому контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в проведении проверки. Это отсутствие на документах о проведении проверки штрихкода со ссылкой на страницу Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий с информацией о проводимой проверке. Либо если этот штрихкод нанесен некорректным образом. Правило не применяется в отношении проверок, для которых не требуется принимать решение об их проведении (п. 7 ст. 36 Закона № 248-ФЗ).
Установлены случаи, когда профилактический визит обязателен
Также в законе теперь закреплены случаи, когда проведение профилактического визита является обязательным. Он проводится (новая ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ):
- в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска;
- в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности;
- при наступлении события, указанного в программе проверок, которая утверждается для проведения конкретного вида проверки, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок;
- по поручению:
- Президента РФ;
- Председателя Правительства РФ или его заместителя;
- высшего должностного лица субъекта РФ.
Правительство России вправе установить иные случаи обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.
Отказаться от обязательного профилактического визита нельзя.
Профилактический визит можно инициировать самостоятельно
В новой редакции закона № 248-ФЗ закрепили норму, согласно которой контролируемое лицо вправе инициировать проведение в отношении себя профилактического визита. Это возможно при условии, что такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением (п. 1 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ).
Такой визит проводится на основании заявления, которое подается через Единый портал госуслуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг. На рассмотрение заявления (о проведении визита или об отказе в его проведении) у контролеров 10 рабочих дней. Результат рассмотрения сообщается заявителю.
Дата проведения визита по заявлению контролируемого лица согласуется с ним в течение 20 рабочих дней. От заявления о проведении визита или от самого визита можно отказаться не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Оснований для внеплановой проверки стало больше
Перечень оснований для проведения внеплановой проверки дополнен новыми основаниями (подп. 7, 8, 9 п. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ). Теперь поводом для проверки могут стать:
- выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности:
- без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, если представление такого уведомления является обязательным;
- без лицензии;
- без регистрации в системе маркировки ГИС МТ "Честный знак";
- уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Новые полномочия инспекторов при проведении контрольной закупки
Статья 67 Закона № 248-ФЗ дополнена пунктом 12, который предусматривает дополнительные полномочия инспекторов при выявлении нарушений в ходе контрольной закупки с целью проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки.
Если в ходе контрольной закупки выявлены нарушения, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки. Для этого не требуется решение о проведении проверки, а также согласование с органами прокуратуры.
Устранение выявленных в ходе проверки нарушений можно согласовать с контролерами
Закон № 248-ФЗ дополнен новыми статьями 90.1 и 90.2, которые уточняют порядок и содержимое предписаний, выдаваемых контролерами, а также предусматривают возможность заключить с ними соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с таким соглашением контролируемое лицо обязуется обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц контрольного органа на объект контроля в целях оценки соответствия, а контрольный орган приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений.
По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.
Отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке нельзя.