Документ
Приказ ФНС России от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@
Комментарий
Налоговая инспекция вправе провести проверку достоверности сведений, включаемых или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ, Реестр), если есть сомнения в их достоверности (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ).
Одним из оснований для такой проверки является включение в Реестр адреса юридического лица, который считается адресом массовой регистрации (если по этому адресу зарегистрированы 5 или более организаций). Это следует из абз. 2 пп. 3 п. 2 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@.
ФНС России приказом от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@ исключила эту норму из упомянутого выше документа. С 14.03.2025 регистрация организации по месту массовой регистрации больше не будет причиной для проверки со стороны ФНС России.
Напомним, что если в ходе проверки выяснится, что данные в Реестре недостоверные, ФНС России должна уведомить проверяемое лицо о необходимости представления достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). После получения такого уведомления нужно внести в Реестр изменения, подав в ФНС России заявление по форме № Р13014, или представить документы, свидетельствующие о достоверности данных в Реестре. В противном случае налоговая внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице (абз. 2 п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
Если запись о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений значится более 6 месяцев, регистрирующий орган может инициировать исключение организации из Реестра (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Подробнее о процедуре исключения организации из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции читайте здесь.
Запись в Реестре о недостоверности информации также может привести к проблемам при работе с контрагентами. Организацию могут посчитать рискованным партнером при заключении сделок, закрыть расчетный счет в банке из-за невозможности обновить данные о клиенте и т. д.
Кроме того, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации Единого государственного реестра, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).