Документ
Постановление Правительства России от 13.09.2024 № 1255
Комментарий
Утилизационный сбор взимается за каждое ввезенное в Россию, а также произведенное в России (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ):
- колесное транспортное средство (шасси),
- самоходную машину,
- прицеп к ним.
Виды и категории транспортных средств (далее – ТС), за которые уплачивается утилизационный сбор, а также правила его расчета и уплаты определены Правительством России. Так, в отношении колесных ТС они установлены постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила). В названные Правила постановлением Правительства России от 13.09.2024 № 1255 (далее – Изменения) внесены изменения. Они действуют с 01.10.2024. Приведем наиболее важные поправки.
Повышены коэффициенты для расчета утилизационного сбора
Напомним, что утилизационный сбор по колесным ТС исчисляется как произведение базовой ставки и коэффициента расчета утилизационного сбора, обозначенного в Перечне колесных ТС (п. 5 примечания к Перечню колесных ТС).
Базовая ставка зависит от вида ТС, а величина коэффициента от числа лет, прошедших с даты выпуска ТС (примечания 1, 3, 5, 8 к Перечню колесных ТС). Благодаря внесенным изменениям увеличены коэффициенты для расчета сбора в 2024 году (пп. "б" п. 1 Изменений). К примеру:
- в отношении ТС с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. см – коэффициент увеличен с 4,06 до 7,51 по новым ТС и с 10,36 до 19,17 по ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет;
- в отношении ТС технически допустимой максимальной массой не более 2,5 тонн – коэффициент увеличен с 2,98 до 5,07 по новым ТС и с 4,33 до 7,36 по ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
Кроме того, теперь в Правилах значения коэффициентов расписаны до 2030 года.
Скорректирован перечень документов для проверки правильности расчета утилизационного сбора
Утилизационный сбор таможенному органу уплачивают следующие категории плательщиков (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):
- импортеры ТС;
- лица, которые приобрели ТС у лиц (организаций), которые в силу закона освобождены от утилизационного сбора либо которые в нарушение норм не уплатили сбор;
- владельцы ТС, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые находятся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны на территории Калининградской области (кроме транспортных средств международной перевозки) при помещении их под иную таможенную процедур (кроме реэкспорта).
Для проверки правильности расчета сбора плательщик должен представить в таможенный орган при декларировании ТС документы, названные в п. 11 Правил. Благодаря внесенным поправкам их перечень скорректирован следующим образом (пп. "а" п. 1 Изменений):
- копии транспортных (перевозочных) документов нужно предоставлять только при их наличии;
- письмо Минтранса, которое подтверждает использование седельных тягачей для международных перевозок, теперь требуется при ввозе на территорию РФ не только седельных тягачей экологического класса Евро-6, но и Евро-5;
- лица, которые являются членами семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, для освобождения от уплаты утилизационного сбора должны предоставить подтверждающие документы. Заметим, что перечень таких документов не конкретизирован. На наш взгляд, это должны быть документы, подтверждающие участие члена семьи в названной программе и степень родства физлица с ним.
Установлен срок для проверки правильности расчета сбора таможенным органом
До 01.10.2024 в Правилах не было положений, предусматривающих срок, в течение которого таможенный орган должен дать ответ относительно правильности расчета утилизационного сбора. Теперь в Правилах закреплено, что таможенный орган должен проверить представленные документы в течение 5 рабочих дней с даты подачи расчета утилизационного сбора (п. 12 Правил).