Комментарии законодательства

Обновлены правила производства и оборота алкогольной продукции

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 08.08.2024 № 316-ФЗ

Комментарий

В Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 171-ФЗ) внесен ряд изменений. Рассмотрим наиболее важные из них.

Новые требования к опломбированию средств измерения и учета готовой алкогольной продукции

Согласно редакции абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, действовавшей до 01.09.2024, основное технологическое оборудование для производства алкоголя должно было оснащаться автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору. Это правило было единым для производителей:

С 01.09.2024 средства измерения для оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, медовухи и пуаре могут опломбироваться не только самим Росалкогольтабакконтролем, но и другими органами под его контролем. При этом случаи и порядок такого опломбирования установит Правительство РФ.

Новые обязанности производителей этанола

Согласно п. 13 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, у организаций, имеющих лицензию на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также у соискателей такой лицензии основное технологическое оборудование для производства этилового спирта должно быть соединено коммуникациями с ёмкостями для его приемки. Такие коммуникации должны отвечать требованиям, установленным Росалкогольтабакконтролем.

С 01.03.2025 это должно быть отражено в схеме коммуникаций, соединяющих основное технологическое оборудование с ёмкостями для приемки этилового спирта (этанола). Эта схема представляется в лицензирующий орган для получения лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (п. 1.7 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). Перечень сведений, содержащихся в такой схеме, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 10.08.2020 № 244.

Для приобретения федеральных специальных марок потребуется меньше информации

По действующим правилам (п. 5 ст. 12 Закона № 171-ФЗ) организации, закупающие алкогольную продукцию для ввоза в РФ (в том числе из государств ЕАЭС), в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок указывают в том числе:

С 01.03.2025 указывать эти сведения в заявлении не нужно, эта норма будет исключена из закона.

Оснований для отказа в выдаче федеральных специальных марок станет меньше

С 01.03.2025 не будут отказывать в выдаче федеральных специальных марок при наличии сведений о (об):

Зарегистрировать основное технологическое оборудование можно будет через Госуслуги

По правилам, закрепленным в п. 5 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ, документы для регистрации основного технологического оборудования представляются в федеральный орган по контролю и надзору лично или по почте с описью вложения.

С 01.03.2025 это можно сделать также через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (используется физическими лицами, представляющими интересы ИП и юридических лиц при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД). Подробнее о ней читайте здесь.

Решение о регистрации или об отказе в регистрации основного технологического оборудования будет выдаваться тем же способом, которым подавалось заявление (п. 9 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ).

Для изменения сведений о технологическом оборудовании понадобится меньше документов

В случае изменения владельца основного технологического оборудования, адреса (места нахождения) его владельца, места нахождения основного технологического оборудования, а также в случае его утилизации, уничтожения или утраты заявитель должен представить в регистрирующий орган копии паспортов основного технологического оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие его идентифицировать, правоустанавливающие документы на основное технологическое оборудование, а также документы, подтверждающие возникновение указанных обстоятельств (изменений) (п. 7 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ). С 01.03.2025 подавать копии паспортов и правоустанавливающие документы не нужно.

Лицензируемых видов деятельности стало меньше

Виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 18 Закона № 171-ФЗ.

С 01.09.2024 из перечня лицензируемых видов деятельности были исключены:

При этом должно выполняться условие: стороны договора поставки такой продукции, а также стороны, указанные в сопроводительных документах, не меняются, а договор, заключенный между перевозчиком и получателем продукции, не предусматривает ее хранения.

Получить лицензию на производство алкоголя будет проще

С 01.03.2025 изменится перечень документов, которые нужно представить в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством алкоголя, указанных в п. 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ. Для получения лицензии будет достаточно:

Соискателям лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции из числа спиртных напитков (кроме винодельческой продукции) придется представлять в лицензирующий орган дополнительные сведения, в том числе об органах управления и бенефициарах.

Прием документов от соискателей лицензий будет осуществляться только через Госуслуги или ЕГАИС.

Оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта стало больше

С 01.09.2024 дополнен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта (п. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). В перечень оснований добавили: