Документ
Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ
Комментарий
С 1 января текущего года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ), регулирующий деятельность в сфере обращения с отходами. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.08.2023 № 451-ФЗ (далее – Закон № 451-ФЗ).
Как сказано в пояснительной записке к Закону № 451-ФЗ, его целью является минимизация объемов захоронения отходов потребления и максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот.
Напомним, перечень товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (далее – Перечень), утверждается Правительством России. На 2024 год такой Перечень утвержден постановлением от 29.12.2023 № 2414. До 2024 года действовал Перечень, утв. распоряжением от 31.12.2020 № 3721-р.
Напомним также, что до 01.01.2024 производители и импортеры товаров и упаковки из Перечня обязаны были обеспечивать утилизацию отходов в пределах установленных нормативов (п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в предыдущей редакции). Обеспечить утилизацию можно было следующими способами (п. 4, 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в предыдущей редакции):
- путем организации собственных объектов по утилизации отходов;
- путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором;
- путем заключения договоров с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые утилизируют отходы от использования товаров;
- поручить выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.
Если обязанность по утилизации не была исполнена либо была исполнена не в полном объеме, то производители (импортеры) уплачивали экологический сбор (п. 6, 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Поправки кардинально не изменили перечисленные положения, но ужесточили некоторые требования и ввели новые. Рассмотрим их.
Производители и импортеры упаковки теперь ответственны за ее утилизацию
До 01.01.2024 производители упаковки обязаны были соблюдать норматив утилизации от использования упаковки, только если они продавали такую упаковку конечному потребителю как готовый товар. Если же изготовленная упаковка передавалась производителям товаров, которые упаковывали в нее свой товар и далее направляли на реализацию, то ответственность за утилизацию отходов от использования упаковки несли производители товаров (см. п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380).
В случае импорта товаров ответственность за соблюдение нормативов утилизации была возложена на импортеров товаров в упаковке при условии, что ввозимый товар назван в Перечне (п. 1.1, 1.2 ст. 2.2 Закона № 89-ФЗ в прежней редакции).
С 01.01.2024 обязанность по утилизации отходов от использования упаковки должны исполнять не производители товаров в упаковке, а именно производители упаковки (п. 1, 4, 6 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Если организация или ИП производят как товар, так и упаковку, предназначенную для его упаковывания, они обязаны обеспечить утилизацию отходов от использования упаковки, причем независимо от того, относится ее производство к основному виду деятельности производителя или нет (п. 6 и 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Что касается импортеров, то они с 01.01.2024 должны соблюдать норматив утилизации упаковки, в которую упакован ввозимый товар, даже если сам товар не включен в Перечень (п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Переходные положения в отношении объема упаковки для утилизации
Утилизации подлежит 100 % произведенной упаковки. Это и есть так называемая расширенная ответственность производителей (РОП). Однако переход к полной утилизации отходов от произведенной упаковки будет постепенным. Частью 5 ст. 7 Закона № 451-ФЗ закреплено, что утилизировать отходы от упаковки необходимо:
- с 1 января по 31 декабря 2024 года – по нормативам, установленным постановлением Правительства России от 29.12.2023 № 2414;
- с 1 января до 31 декабря 2025 года – в отношении 55 % массы произведенной или импортированной упаковки;
- с 1 января до 31 декабря 2026 года – в отношении 75 % массы произведенной или импортированной упаковки.
Таким образом, с 01.01.2027 нужно утилизировать все 100 % объема произведенной или ввезенной упаковки.
Расширены случаи, когда производители товаров из Перечня освобождены от обязанности по утилизации отходов
До 2024 года производители и импортеры товаров из Перечня не обязаны были обеспечивать утилизацию отходов от их использования, если эти товары вывозятся из России (п. 1.3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в прежней редакции). Это положение действует и в настоящее время (п. 8 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
При этом добавлена норма о том, что производители и импортеры товаров освобождены от обязанности утилизировать отходы от использования товаров из Перечня, если такие товары они используют в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве следующей продукции (п. 9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ):
- иных товаров, также включенных в Перечень,
- транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Напомним, что утилизационный сбор платят производители и (или) импортеры колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также самоходных машин и прицепов к ним (п. 1, 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, по которым уплачивается утилизационный сбор, утвержден постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291. А перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним – постановлением Правительства России от 06.02.2016 № 81.
Новый порядок определения даты возникновения обязанности по утилизации товаров и упаковки
До 2024 года обязанность по утилизации возникала у производителей и импортеров с момента первичной реализации товаров на территории РФ (п. 1.1, 1.2 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в прежней редакции).
В настоящее время для производителей товаров она возникает на наиболее раннюю из следующих дат (п. 1 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ):
- день отгрузки (передачи) товаров, упаковки;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, упаковки;
- день отгрузки (передачи) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров в упаковке, если упаковка изготавливается с целью размещения в ней собственных товаров (не имеет значения, назван товар в Перечне или нет);
- день списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.
Для импортеров товаров и (или) упаковки из стран, входящих в состав ЕАЭС, это дата приема на учет ввезенных товаров (п. 2 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
Отметим, что особые требования установлены в отношении импортеров товаров и (или) упаковки из стран, не входящих в состав ЕАЭС. Такие импортеры при ввозе товаров и (или) упаковки, включенных в Перечень, должны (по выбору):
- заплатить экологический сбор до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления;
- представить до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов. К такому уведомлению необходимо приложить банковскую гарантию уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договор поручительства по уплате денежных сумм в размере экологического сбора, заключенный с юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем), осуществляющим деятельность по утилизации отходов.
Эти правила закреплены в п. 2, 10 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ. Отметим, что они начнут действовать с 01.01.2026 (ч. 8 ст. 7 Закона № 451-ФЗ). До этой даты проводится эксперимент по применению указанных норм в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке (ч. 10 ст. 7 Закона № 451-ФЗ). Положение о порядке проведения эксперимента утвердит Правительство России. Пока это положение на стадии проекта.
Изменены способы обеспечения утилизации отходов от использования товаров и упаковки
О том, каким образом производители и импортеры до 2024 года выполняли обязанность по утилизации, мы писали выше. В настоящее время такие способы закреплены в ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ. К ним относятся следующие (п. 3 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
- Создание и использование собственной инфраструктуры по утилизации отходов. Отметим, что выполнить норматив утилизации отходов от использования одних товаров можно путем утилизации отходов от иных товаров. Однако такие товары должны быть включены в одну и ту же группу Перечня (п. 4 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
Обязанность по утилизации будет считаться выполненной, если отходы или полученное из них вторичное сырье повторно используются в производстве (п. 5, 6 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ). Перечень видов отходов, при утилизации которых обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации считается исполненной, утвержден постановлением Правительства России от 29.12.2023 № 2394.
Независимо от того, в каком субъекте РФ производитель или импортер ведет деятельность, обязанность по утилизации можно выполнить на всей территории РФ (п. 8 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
С даты представления в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов отчетности о выполнении самостоятельной утилизации эта обязанность считается исполненной (пп. 1 п. 9 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
Утилизация отходов с использованием собственной инфраструктуры подтверждается актами утилизации (пп. 2 п. 11 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ). Форма акта утверждена приказом Минприроды России от 15.11.2023 № 762, в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
- Заключение договора на утилизацию с утилизатором. Это организация или ИП, которые включены в специальный реестр утилизаторов. Этот реестр размещен здесь.
Исполнение обязанности по утилизации подтверждается договором с утилизатором (пп. 1 п. 11 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
- Уплата экологического сбора (пп. 2 п. 9 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ).
Отметим, что с 2024 года выполнить обязанность по утилизации через ассоциации, созданные самими производителями или импортерами, невозможно.
Особенности уплаты экологического сбора с 2024 года
Как и ранее, продолжает действовать правило о том, что в отношении массы товаров или упаковки, которые вывозятся из РФ, экологический сбор не уплачивается. В то же время добавлена следующая норма. Если товары или упаковка, за которые производитель (импортер) уже уплатили сбор, вывезены из РФ, то сбор, исчисленный по итогам следующего отчетного периода, можно уменьшить на уплаченный сбор пропорционально массе вывезенных товаров (упаковки). Правительство России утвердит порядок подтверждения факта вывоза товаров (упаковки). Это закреплено в п. 5 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ.
До 2024 года экологический сбор рассчитывался путем умножения ставки сбора на массу товара или на количество его единиц (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации (п. 6 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ в прежней редакции).
С 2024 года экологический сбор исчисляется следующим образом (п. 10, 11 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ):
- в отношении товаров путем умножения ставки экологического сбора на массу товаров, произведенных в РФ или импортированных из стран ЕАЭС, и на разницу между установленным нормативом утилизации и значением массы отходов от таких товаров или полученного из них вторсырья, которые использовались при дальнейшем производстве товаров (продукции);
- в отношении упаковки путем умножения ставки экологического сбора на разницу между общей массой произведенной в РФ упаковки или импортированной из стран ЕАЭС и значением массы отходов от таких товаров или полученного из них вторсырья, которые использовались при дальнейшем производстве товаров (продукции).
Упомянутая масса вторсырья в относительных единицах должна быть указана в актах утилизации.
Кроме того, к ставкам сбора применяется коэффициент, учитывающий сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности утилизации отходов, востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов (п. 7 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Значения ставок и коэффициентов определяются Правительством России (п. 9 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Так, на 2024 год ставки сбора и коэффициенты утверждены постановлением Правительства России от 29.12.2023 № 2406.
Переходные положения относительно уплаты экологического сбора и представления отчетности
В отношении товаров и упаковки из Перечня, первичная реализация которых на территории РФ имела место с 01.01.2022 по 31.12.2023, обеспечить утилизацию отходов от их использования должны организации и ИП, на которых такая обязанность возложена по нормам, действовавшим до 2024 года.
К примеру, если компания "А" продала в 2023 году произведенную упаковку компании "Б", а та использовала ее для упаковки своего товара, который продала через розничные магазины, то выполнить норматив утилизации в отношении отходов от использования упаковки по прежним правилам должна компания "Б".
В отношении товаров и упаковки из Перечня, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года, подать отчетность о выполнении нормативов утилизации, произвести расчет суммы экологического сбора и уплатить сам сбор необходимо до 15 апреля 2024 года (п. 1 ч. 15 ст. 7 Закона № 451-ФЗ).
В отношении товаров и упаковки из Перечня, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 года, подать декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки нужно до 15 апреля 2024 года. А подать отчетность о выполнении нормативов утилизации, произвести расчет суммы экологического сбора и уплатить сам сбор в отношении них необходимо до 15 апреля 2025 года (п. 2, 3 ч. 5 ст. 7 Закона № 451-ФЗ).