Документ
Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ
Комментарий
30.09.2022 в состав России вошли 4 региона – ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Федеральным законом от 21.11.2022 № 451-ФЗ утверждены положения, в соответствии с которыми организации и ИП, действующие на указанных территориях, включаются (интегрируются) в гражданский оборот России (см. комментарий). Так, сведения о наименовании, адресе и руководителе юрлиц, информация о которых содержится в соответствующих реестрах ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, вносятся ФНС России в ЕГРЮЛ до 31.12.2022. Индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и сведения о которых содержатся в реестрах этих территорий, вправе до 30.06.2023 вести деятельность без регистрации в качестве ИП по российским правилам.
Такая интеграция потребовала внесения изменений в НК РФ в части НДС, о них мы расскажем подробнее.
Место реализации работ и услуг на территориях новых субъектов РФ
В НК РФ добавили правила определения места реализации работ и оказания услуг, выполненных на территории ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей в переходный период. Налогоплательщикам, включенным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) до 5 октября 2022 года (включительно), законодатель разрешил определять место реализации работ и услуг в том же порядке, который действовал до дня принятия в состав РФ новых субъектов, то есть до 30.09.2022. Это значит, что в целях определения места реализации работ и услуг территории ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей после 30.09.2022 считаются иностранными государствами, следовательно, некоторые виды работ (услуг), поименованные в ст. 148 НК РФ, не будут облагаться НДС (см. подробнее). Однако такой порядок применяется только при условии выполнения работ и услуг на основании (новый п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона 443-ФЗ):
- государственного (муниципального) контракта с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашения с государственным органом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, заключенного до 5 октября 2022 года включительно;
- договора с организацией, которой предоставлены средства из федерального или регионального бюджета на выполнение работ (оказание услуг), заключенного до 5 октября 2022 года;
- договора, по которому налогоплательщик является соисполнителем, субподрядчиком по контракту, указанному в предыдущих пунктах, дата заключения контракта при этом не важна;
- иных контрактов на выполнение работ и оказание услуг, заключенных до 31 декабря 2022 года, при условии, что работы выполнены и услуги оказаны до 31 декабря 2022 года (включительно), а полная их оплата поступила до 25 января 2023 года (включительно) на банковский счет налогоплательщика.
При этом важно, чтобы у налогоплательщика было документальное подтверждение факта выполнения работ и оказания услуг, а также их оплаты (касается последнего пункта).
В остальных случаях место выполнения работ, оказания услуг и реализации товаров рекомендуем определять по ст. 148 НК РФ с учетом того, что с 30.09.2022 территория ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей являются частью Российской Федерации (см. подробнее).
Возможны ситуации, когда с момента присоединения 30.09.2022 к РФ новых субъектов и до момента вступления в силу комментируемого закона 21.11.2022 были заключены (и, возможно, исполнены) контракты, по которым место реализации работ и услуг определялось по НК РФ и, соответственно, облагалось НДС. Однако после вступления в силу комментируемого закона эти операции признаны не подлежащими обложению НДС. В этом случае рекомендуем скорректировать договор (заключить дополнительное соглашение, исключающее НДС) и первичные документы, а при необходимости вернуть уплаченный контрагентом НДС. Если были выставлены счета-фактуры с НДС, считать их ошибочно выставленными, а в декларации по НДС за 4-й квартал 2022 года провести операции как с местом реализации за пределами РФ (не облагаемые НДС).
Отметим, что у налогоплательщика есть возможность принять к вычету входной НДС по товарам, работам и услугам, которые приобретены для выполнения работ и оказания услуг, местом реализации которых не признается РФ. Эта возможность прямо закреплена в пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ.
Как исчислять НДС плательщиками новых субъектов РФ
С 1 января 2023 года действует новый порядок расчета НДС для налогоплательщиков, которые на 30.09.2022 имели по учредительным документам (новая ст. 162.3 НК РФ, п. 2 ст. 14 Закона № 443-ФЗ):
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (при его отсутствии – иного органа) на территориях новых субъектов РФ,
- место жительства лица (при отсутствии иного органа управления), имеющего право действовать без доверенности от имени организации, на территориях новых субъектов РФ.
Если такие налогоплательщики при производстве и (или) реализации товаров используют товары, приобретенные до 30.09.2022 и учтенные при инвентаризации (по п. 12-17 ст. 313 НК РФ), то НДС они исчисляют с межценовой разницы. Это разница между рыночной стоимостью товара с НДС (по ст. 154 НК РФ) и стоимостью приобретенных товаров с учетом НДС (за исключением амортизируемого имущества). НДС при этом рассчитывается не по обычным ставкам, а по расчетным 9,09 % или 16,67 % (в зависимости от того, по какой ставке (20 % или 10 %) облагается реализация товара по ст. 164 НК РФ).
Отметим, что на момент получения предоплаты также определяется налоговая база п. 1 ст. 167 НК РФ, при этом НДС с предоплаты исчисляется и уплачивается в общем порядке. Подробнее об уплате НДС с межценовой разницы читайте в статье.
Нулевая ставка НДС при реализации на территориях новых субъектов РФ
С 30 сентября 2022 года нулевая ставка НДС применяется в следующих случаях (п. 8 ст. 14 Закона № 443-ФЗ). Во-первых, это поставка товаров в пункт назначения на территории ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей налогоплательщиком, включенным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) до 05.10.2022 (новый пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 443-ФЗ). При этом приводятся требования к контрактам, по которым осуществляется такая поставка:
- государственный (муниципальный) контракт с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашение с госорганом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области должен быть заключен до 5 октября 2022 года (включительно);
- иные контракты на поставку с организацией (ИП), зарегистрированной на территории новых субъектов РФ до 30.09.2022, должны быть заключены до 31.12.2022. Причем товары по такому контракту должны быть отгружены до 31.12.2022 (включительно) и полностью оплачены на банковский счет до 25.01.2023 года (включительно).
Для подтверждения нулевой ставки в этом случае нужно представить в налоговый орган (новый пп. 15.4 ст. 165 НК РФ, п. 5 ст. 2 Закона № 443-ФЗ):
- контракт, упомянутый выше,
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку (доставку) товаров в пункт назначения на территории новых субъектов РФ,
- документы о поступлении на банковский счет налогоплательщика полной оплаты товара.
Во-вторых, нулевая ставка НДС применяется к услугам перевозки товаров автотранспортом, при которой пункт отправления или пункт назначения находится на территории ЛНР, ДНР, Запорожской или Луганской области. При этом договор на перевозку должен быть заключен до 31.12.2022 (включительно), услуги должны быть оказаны до 31.12.2022, а также полностью оплачены на банковский счет налогоплательщика до 25.01.2023 включительно (новый пп. 21 п. 1 ст. 164 НК РФ, пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 443-ФЗ). Обратите внимание, в данном случае речь идет о счете налогоплательщика, открытом в банке, зарегистрированном на территории новых субъектов РФ. Для подтверждения нулевой ставки налогоплательщик должен представить (новый п. 15.5 ст. 165 НК РФ и п. 5 ст. 2 Закона № 443-ФЗ):
- договор на оказание услуг перевозки,
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку товаров с территории (на территорию) новых субъектов РФ,
- документы о поступлении на банковский счет налогоплательщика полной оплаты товара.
Новые операции, освобожденные от НДС
Организациям и предпринимателям не придется платить НДС при передаче имущества гражданам в связи с прохождением военной службы (с участием в специальной военной операции) или членам их семей (новый пп. 40 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. "а" п. 2 ст. 2 Закона № 443-ФЗ). Речь о передаче имущества тем, кто:
- призван на военную службу по мобилизации,
- находится в запасе, но заключил контракт на военную службу по п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ,
- заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ,
- проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту или в войсках национальной гвардии РФ, воинских формированиях и органах по п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".
Эта льгота действует с 01.01.2022, отказаться от нее налогоплательщик не может.
Также с 01.01.2022 освободили от НДС уступку (переуступку) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности лиц, которые контролировали кредитную организацию, должников кредитной организации. Кроме того, не придется платить НДС также при получении исполнения от указанных выше лиц тем кредиторам, которые получили право денежного требования по договору уступки (новый пп. 26.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, пп. "б" п. 2 ст. 2 Закона № 443-ФЗ). От применения этой льготы налогоплательщик может отказаться (см. подробнее).