Документ
Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Комментарий
С 01.04.2020 в Российской Федерации действует Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ (далее – Закон № 69-ФЗ), направленный на создание стабильных (неизменных) условий ведения хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. Это достигается в основном за счет стабилизационных оговорок, которые предполагают неприменение отдельных актов (решений) органов государственной власти и местного самоуправления (включая акты налогового законодательства), ухудшающих условия выполнения проекта (ст. 9 Закона № 69-ФЗ, п. 4.3 ст. 5 НК РФ).
Для этого между организацией, реализующей инвестпроект, и публично-правовыми образованиями (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК). При этом РФ и (или) муниципальные образования могут быть сторонами такого соглашения только тогда, когда одновременно его стороной является субъект (субъекты) РФ, на территории которого (которых) реализуется соответствующий инвестиционный проект (ст. 10 Закона № 69-ФЗ).
Ст. 15 Закона № 69-ФЗ также предусмотрена возможность предоставления организации, реализующей проект в рамках СЗПК, мер государственной поддержки в форме:
- субсидии из бюджета на возмещение затрат, указанных в ч. 1 ст. 15 Закона № 69-ФЗ, понесенных при реализации проекта;
- налогового вычета в размере фактически осуществленных затрат, указанных в ч. 1 ст. 15 Закона № 69-ФЗ (далее – налоговый вычет для СЗПК). Налоговый вычет предоставляется, если одной из сторон СЗПК является РФ.
Указанные меры господдержки могут применяться по отдельности или вместе (по выбору организации, реализующей проект). Этот выбор отражается в расчете объема возмещения затрат (п. 2 ст. 15 Закона № 69-ФЗ).
Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ (далее – Закон № 225-ФЗ) внес в НК РФ изменения, устанавливающие с 01.01.2023 правила применения налоговых вычетов по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу для СЗПК, заключенных после 01.06.2022. На эти вычеты можно будет уменьшить сумму самого налога (вплоть до нуля). Рассмотрим их подробнее.
Общие условия применения налоговых вычетов для СЗПК
Организация приобретает статус налогоплательщика – участника СЗПК со дня внесения сведений о заключении СЗПК в реестр таких соглашений (его ведение предусмотрено ст. 5 Закона № 69-ФЗ).
Чтобы налогоплательщик – участник СЗПК смог применить указанные налоговые вычеты, Министерство экономического развития РФ (уполномоченный орган в сфере СЗПК) на основании заключенного с организацией СЗПК представляет в ФНС России уведомление о налоговом вычете (далее – Уведомление), в котором указываются размеры вычетов и другие условия. Уведомление содержит среди прочего сведения о распределении сумм налоговых вычетов для СЗПК по налогам с указанием срока применения этих вычетов. При этом сумма налогового вычета по налогу на прибыль распределяется между федеральной и региональной частями этого налога. Суммы налоговых вычетов для СЗПК по налогу на имущество организаций и земельному налогу распределяются по объектам налогообложения. Затем ФНС России в течение 10 дней должна передать Уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения участника СЗПК и (или) по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Организация утрачивает статус налогоплательщика – участника СЗПК с даты, с которой действие СЗПК прекращается или считается прекратившимся согласно Закону № 69-ФЗ. Соответственно, прекращается применение налоговых вычетов (п. 10, 12, 14 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Однако в случае расторжения СЗПК по инициативе публично-правового образования в соответствии с ч. 13, 14 ст. 11 Закона № 69-ФЗ или признания его недействительным по правилам гражданского законодательства указанный статус утрачивается с даты его получения. Это влечет неблагоприятные налоговые последствия. Суммы налогов (авансовых платежей по ним), которые не были уплачены организацией в связи с применением налоговых вычетов для СЗПК, необходимо восстановить и уплатить в бюджет. Кроме того, на эти суммы будут начислены пени. Аналогичное требование распространяется на налоги, не уплаченные в связи с применением стабилизационной оговорки, предусмотренной п. 4.3 ст. 5 НК РФ.
См. ст. 25.17, 25.18 ч. 1 НК РФ (п. 2 ст. 1 Закона № 225-ФЗ).
Налоговый вычет для СЗПК по налогу на прибыль
Правила для такого налогового вычета установлены в новой ст. 288.4 НК РФ (п. 10 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Отметим, что применяя этот вычет, нельзя одновременно использовать инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Соответствующее дополнение внесено в п. 11 ст. 286.1 НК РФ (п. 8 ст. 2 Закона № 225-ФЗ).
Вычет может использоваться с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления в ФНС России. Таким образом, если Уведомление представлено Минэкономразвития России в 2023 году, налог на прибыль (авансовые платежи по нему) можно будет уменьшить на этот вычет только с 2024 года.
В Уведомлении указывается размер налогового вычета с разбивкой по налогу, зачисляемому в соответствующий бюджет. При этом на вычет, указанный в Уведомлении, можно уменьшить не весь налог на прибыль (авансовый платеж по нему), рассчитанный организацией. Уменьшается только налог (авансовый платеж), исчисленный с прибыли от реализации инвестиционного проекта, который является предметом конкретного СЗПК. Соответственно, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по СЗПК (в т. ч. в разрезе обособленных подразделений, участвующих в реализации проекта). Если организация заключила несколько СЗПК, то раздельный учет ведется по каждому соглашению. Порядок раздельного учета закрепляется в учетной политике налогоплательщика – участника СЗПК и применяется в течение срока, на который заключено соглашение (соглашения).
Таким образом, налоговая база по каждому СЗПК определяется отдельно друг от друга и от других видов деятельности. Причем убыток, полученный от реализации инвестиционного проекта в текущем налоговом периоде, можно перенести на будущее по правилам ст. 283 НК РФ, уменьшив прибыль от реализации этого же проекта, полученную в последующих налоговых периодах. Подробнее о порядке переноса убытков на будущее см. здесь.
Если у участника СЗПК есть обособленные подразделения, региональную часть налога на прибыль можно уменьшить только по тому подразделению, которое находится в субъекте РФ, являющемся стороной СЗПК. Соответственно, уменьшается региональный налог, приходящийся на это подразделение и подлежащий уплате в бюджет этого региона. На федеральную часть налога указанное ограничение не распространяется. Ведь эта часть налога на прибыль не распределяется по обособленным подразделениям, а уплачивается централизованно головной организацией.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), зачисляемого как в федеральный, так и в региональный бюджет, может быть снижена за счет налогового вычета до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета уменьшает налог (авансовый платеж) в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета в этих периодах предусмотрено Уведомлением.
Участник СЗПК вправе уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа) до наступления одного из следующих оснований:
- сумма налогового вычета, отраженная в Уведомлении, полностью использована;
- срок применения налогового вычета, указанный в Уведомлении, истек;
- налогоплательщик утратил статус участника СЗПК.
Налоговый вычет для СЗПК по налогу на имущество и земельному налогу
Правила для таких налоговых вычетов установлены в новых ст. 382.1, 396.1 НК РФ (п. 12, 14 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). В соответствии с ними организация (участник СЗПК) вправе уменьшить на налоговый вычет:
- сумму налога на имущество (авансового платежа по нему), что исчислена в отношении недвижимого имущества, которое создано (модернизировано или реконструировано) при реализации инвестиционного проекта (предмета СЗПК) и используется в этом проекте;
- сумму земельного налога (авансового платежа по нему), которая исчислена в отношении земельного участка, используемого при реализации инвестпроекта.
Поэтому налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета недвижимого имущества и земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого СЗПК, и недвижимого имущества, используемого в иной деятельности. Порядок раздельного учета закрепляется в учетной политике организации. Однако не вполне понятно, можно ли применить вычет в отношении недвижимости и земли, одновременно используемых в инвестпроекте и иной деятельности.
Вычет может использоваться с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления в ФНС России. Таким образом, если Уведомление представлено Минэкономразвития России в 2023 году, налог на имущество и земельный налог (авансовые платежи по ним) можно будет уменьшить на этот вычет только с 2024 года.
В Уведомлении указывается размер налогового вычета в отношении конкретного объекта недвижимости и земельного участка. Сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена за счет налогового вычета до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета уменьшает налог (авансовый платеж) по указанным объектам налогообложения в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета в этих периодах предусмотрено Уведомлением.
Участник СЗПК вправе уменьшить сумму налога на имущество и земельного налога (авансовых платежей по ним) до наступления одного из следующих оснований:
- сумма налогового вычета, отраженная в Уведомлении, полностью использована в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- срок применения налогового вычета, указанный в Уведомлении, истек;
- налогоплательщик утратил статус участника СЗПК.