Документ
Комментарий
Для обеспечения развития российской экономики подготовлен законопроект, которым предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ.
Рассмотрим подробнее, к чему готовиться бизнесу.
НДС
Статью 164 НК РФ дополнят новыми положениями, в соответствии с которыми ставка 0 процентов будет применяться при реализации:
- природных алмазов (обработанных и необработанных) налогоплательщиками, которые добывают драгоценные камни. В этом случае для подтверждения нулевой ставки в ИФНС подается договор и документы, подтверждающие передачу камней;
- в 2022 году – судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для подтверждения ставки 0 процентов в ИФНС представляется соответствующий договор на реализацию судна и документы, подтверждающие переход права собственности на него к покупателю.
В отношении реализации иностранными организациями отдельных услуг в электронной форме предусматриваются следующие изменения:
- в соответствии с п. 10 ст. 174.2 НК РФ посредник (организация или ИП), который состоит на налоговом учете в РФ и участвует в расчетах с покупателем отдельных электронных услуг, признается налоговым агентом по НДС. В настоящее время каких-либо особенностей в части составления и выставления счетов-фактур для налоговых агентов-посредников при оказании электронных услуг в НК РФ не установлено. В планах закрепить в ст. 168 НК РФ следующее: такой налоговый агент обязан выставить счет-фактуру не позднее 5 календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата (частичная оплата) в счет оказания иностранными организациями услуг в электронной форме;
- утрачивает силу п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Это значит, покупатель не сможет заявить к вычету НДС, уплаченный при приобретении у иностранной организации (состоящей на учете в налоговых органах РФ) услуг в электронной форме;
- иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС, только если такая обязанность не возлагается на налогового агента. Другими словами, возвращается порядок исчисления НДС, который действовал до 01.01.2019. Это значит, самостоятельно НДС в бюджет РФ платить будут те иностранные организации, которые оказывают электронные услуги физическим лицам. При оказании таких услуг организациям или индивидуальным предпринимателям последние платят НДС в качестве налогового агента.
НДФЛ
Законопроектом предусматривается освобождение от НДФЛ доходов:
- от реализации в 2022 году акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций по сделкам, заключенным в 2022 году (вынужденные сделки, совершенные в целях вывода из-под санкций). Освобождением смогут воспользоваться налогоплательщики, в отношении которых на дату заключения сделки были введены запреты и (или) ограничения на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций. При этом необходимым условием льготы является факт того, что на дату реализации акций (долей участия в уставном капитале) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года;
- от реализации золота в слитках, полученных в 2022 и 2023 гг.
Действие этих норм распространяется на доходы, полученные с 01.01.2022. Иначе говоря, в случае принятия закона платить НДФЛ с доходов от указанных операций, полученных в 2022 году, не нужно.
Брокер, в отношении которого действуют ограничительные меры (санкции), при переводе ценных бумаг и денежных средств клиента-налогоплательщика другому брокеру с передачей всех прав и обязанностей по соответствующему брокерскому договору сможет не исчислять и не удерживать НДФЛ на дату такого перевода.
Предусмотрена возможность использования социального вычета за медицинские и спортивные услуги, оказанные в том числе детям в возрасте до 24 лет, если они обучаются в образовательном учреждении по очной форме.
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль из налогооблагаемых доходов предлагается исключить доходы в виде безвозмездно полученного из государственной казны РФ имущества (кроме денежных средств), которое используется для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.
Для организаций, приобретающих радиоэлектронное оборудование, предусматривается:
- установление повышающего коэффициента (1,5) к расходам на приобретение включенного в единый реестр российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта;
- применение инвестиционного налогового вычета в отношении затрат на внедрение указанного оборудования и программ (баз данных).
Владельцы инженерных коммуникаций при расчете налога на прибыль в состав расходов смогут включать:
- денежную компенсацию, полученную из бюджета (в т. ч. через третьих лиц) за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд. Признаются такие затраты в порядке, предусмотренном для учета бюджетных субсидий;
- расходы на создание объектов инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры в случае их безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность.
Для налогоплательщиков, которые включены в реестр организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции, ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере:
- трех процентов в федеральный бюджет;
- нулевого процента в региональный бюджет.
Для применения пониженной ставки необходимо, чтобы по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации не менее 70 процентов составляли доходы от:
- реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) в соответствии с перечнем таких материалов и технологий, утверждаемым Правительством России;
- от реализации услуг (работ) по производству электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России, либо по производству электронной компонентной базы (электронных модулей);
- от передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности либо предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;
- от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;
- от реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России;
- от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России.
В настоящее время в соответствии с п. 10 ст. 251 НК РФ в доходах при расчете налога на прибыль не учитываются средства или иное имущество, которые получены по договорам кредита или займа или в счет погашения таких заимствований. Эту норму хотят распространить на любые долговые обязательства. А у передающей стороны такие средства не будут учитываться в расходах. При этом под долговыми обязательствами в целях расчета налога на прибыль понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования (независимо от способа их оформления), а также денежные обязательства, возникающие из соглашения о финансировании участия в кредите (займе).
Еще больше долгов можно будет признать безнадежными (нереальными к взысканию). А именно:
- величину в размере 30 процентов от суммы обязательств перед налогоплательщиком – кредитной организацией, которые считаются исполненными в соответствии с ч. 14 ст. 7.1 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ;
- суммы денежных обязательств, возникших из соглашения о финансировании участия в кредите (займе) перед налогоплательщиком – внешним участником, которые прекращены по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 31.12.2017 № 486-ФЗ.
Перечень расходов, которые не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, расширят. В него добавят:
- проценты по кредитам, учтенные при применении налогового вычета в соответствии со ст. 343.7 НК РФ;
- расходы на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных и (или) объектов основных средств, а также расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы, базы данных и (или) объекты основных средств.
Страховые взносы
Предлагается скорректировать нормы применения пониженных тарифов взносов организациями, которые осуществляют разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции. Условием для применения пониженных тарифов будет включение организации в соответствующий реестр и соблюдение 70-процентного объема отдельных доходов в общей сумме доходов страхователя. Доходы определяются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль.
В настоящее время законопроект принят Государственной Думой РФ в 1-м чтении, а его вступление в силу предполагается с 01.01.2023.