Документ
Приказ Минфина России от 30.06.2020 № 130н
Комментарий
- Централизация учета
- Казначейский учет
- Правила подписания электронных документов
- Изготовление бумажных копий электронных документов
- Принятие к учету скан-копий документов
- Первоначальная стоимость объектов, полученных по необменным операциям
- Стоимость активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы
25 сентября 2020 г. вступили в силу изменения в федеральный стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС "Концептуальные основы"). Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности организациями бюджетной сферы, поэтому важно изучить все изменения.
Централизация учета
Раздел "Общие положения" стандарта дополнен пунктом 4.1. Положения стандарта, которые касаются ведения учета и составления отчетности отдельных учреждений, распространены и на централизованную бухгалтерию (иное учреждение), если ей переданы полномочия по ведению учета (составления отчетности) учреждений.
Дополнена норма п. 14 СГС "Концептуальные основы" о единой учетной политике при централизации учета. Стандарт действует с 01.01.2018, т.е. с начала применения федеральных стандартов организациями бюджетной сферы. Положениями о единой учетной политике при централизации учета стандарт дополнен с 16.07.2019 (приказ Минфина России от 10.06.2019 № 94н). Позже аналогичные нормы были внесены в федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.
По действовавшим нормам централизованным бухгалтериям следовало разрабатывать единую учетную политику для обслуживаемых учреждений. Теперь уточнено, что единую учетную политику необходимо разрабатывать и при централизации учета через Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований (они поименованы в стандарте как уполномоченные органы). Речь идет о ситуациях, когда таким органам передаются полномочия по начислениям физическим лицам, ведению бюджетного учета и составлению отчетности согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2019 № 1890.
Уточнены (дополнены) формулировки, которые касаются централизации учета. В связи с положениями по единой учетной политике введено новое понятие "Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета".
Казначейский учет
С 01.01.2021 будут вступать в силу стандарты, которые касаются казначейского учета и отчетности. Подробнее читайте здесь.
Эти изменения не случайны – с 01.01.2021 вступят в силу поправки в БК РФ, которые касаются совершения операций через систему казначейских платежей. В связи с этим с 01.01.2021 будут применяться новые формулировки в СГС "Концептуальные основы". Положения п. 6 стандарта о представлении индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнены формулировками о казначейском учете, движении денежных средств через систему казначейских платежей.
Правила подписания электронных документов
Нормативными актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета установлена возможность применения электронных первичных документов и регистров вместо бумажных (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н).
Аналогичные положения содержит п. 32 СГС "Концептуальные основы". Ранее в нем была установлена необходимость подписания электронных документов электронными квалифицированными подписями. Теперь это правило изменено. Допускается использовать простую электронную подпись вместо квалифицированной в случаях, установленных СГС "Концептуальные основы" и иными нормативными актами, которые регулируют ведение учета и составление отчетности. Это случаи, когда электронные документы содержат несколько подписей ответственных лиц. Утверждающие подписи (руководителя, главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц) должны быть квалифицированными, подписи других ответственных лиц могут быть простыми электронными.
К примеру, в акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) есть подписи председателя и членов профильной комиссии, исполнителя и ответственного лица, а также утверждающая подпись руководителя. В случае оформления этого документа в электронном виде утверждающая подпись должна быть электронной квалифицированной подписью, подписи других лиц могут быть простыми электронными. Аналогичные изменения внесены в Приказ № 52н (приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н, вносящий поправки, вступает в силу с 27.09.2020).
Изготовление бумажных копий электронных документов
Пункт 32 СГС "Концептуальные основы" дополнен положениями об изготовлении копий электронных документов и их заверении. Уточнено, что если учреждению необходимо представить электронный документ другому лицу или в госорган, то копия на бумажном носителе изготавливается за счет учреждения. Аналогичная норма содержится в ч. 6 ст. 9, ч. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.
Внесено положение о заверении копий электронных документов на бумажном носителе. Такой порядок должен устанавливаться учетной политикой. Ранее аналогичное положение содержалось в разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.
Принятие к учету скан-копий документов
Пункт 32 СГС "Концептуальные основы" дополнен порядком принятия к бухгалтерскому учету скан-копий документов, сформированных на бумажном носителе и подписанных собственноручными подписями. Они могут быть приняты к бухгалтерскому учету при одновременном выполнении следующих условий:
- скан-копии соответствуют положениям, установленным в п. 26 СГС "Концептуальные основы";
- скан-копии подписаны квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление первичного документа и (или) лица, ответственного за формирование (передачу) скан-копий.
Похожие положения внесены в Приказ № 52н.
Первоначальная стоимость объектов, полученных по необменным операциям
Пункт 52 СГС "Концептуальные основы" дополнен в части определения стоимости объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств), полученных по необменным операциям.
Если речь идет о поступлении объектов от собственника (учредителя), других организаций бюджетной сферы, то они ставятся на учет по стоимости, указанной передающей стороной. Для нефинансовых активов это ранее было установлено:
- пунктом 29 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
- пунктом 24 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС "Основные средства");
- пунктом 24 федерального стандарта "Запасы", утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее – СГС "Запасы").
Если речь идет об иной необменной операции (к примеру, безвозмездное поступление нефинансовых активов от организаций небюджетной сферы), теперь действует следующий порядок определения стоимости объектов.
Объекты ставятся на учет по справедливой стоимости либо по стоимости из документов передающей стороны. Основываясь на положениях п. 22 СГС "Основные средства", п. 22 СГС "Запасы", приоритетной является справедливая стоимость актива.
Если объекты не могут быть оценены по справедливой стоимости и в передаточных документах нет данных о стоимости объектов, то они принимаются к учету по стоимости, по которой они были учтены у передающей стороны.
Организации, которые не относятся к бюджетной сфере, не применяют стандарты бухгалтерского учета госфинансов. Соответственно, они не обязаны сообщать учреждению сведения о стоимости объектов. Поэтому при заключении договоров целесообразно согласовать предоставление необходимых сведений.
Если данные предыдущего правообладателя (балансодержателя) о стоимости поступивших объектов недоступны, они принимаются к учету в условной оценке "один объект, один рубль".
Подобный порядок определения стоимости объектов установлен с 01.01.2020 для материальных запасов (п. 22 СГС "Запасы").
Стоимость активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы
Уточнено положение, которое ранее было установлено для основных средств и материальных запасов в соответствующих стандартах. Если учреждение отчуждает (продает, передает безвозмездно) активы организациям небюджетной сферы, их следует учесть перед передачей по справедливой стоимости. Результат переоценки активов до справедливой стоимости отражается в составе финансового результата. При этом применяется подстатья 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ (п. 9.7.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017).