Документ
Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398
Комментарий
Контрольная закупка
С 01.01.2017 в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) добавлена ст. 16.1 "Контрольная закупка".
Однако правила проведения контрольной закупки Правительство РФ утвердило только теперь постановлением от 21.11.2018 № 1398 (далее – Правила). Действуют они с 01.12.2018.
Напомним, что контрольная закупка представляет собой мероприятие, в ходе которого контролирующий орган совершает сделку, чтобы проверить соблюдение организациями (предпринимателями) обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям (ч. 1 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ). Проводить закупку могут только должностные лица Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования, санэпиднадзора (ч. 4.1 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ).
С 07.01.2019 контрольную закупку в области медицинской деятельности, обращения медицинских изделий и лекарственных средств сможет проводить Россдразнадзор (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 511-ФЗ).
Ранее подобные закупки (контрольные, проверочные) проводили налоговые органы и МВД.
Решение о проведении контрольной закупки
Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка. В числе прочих к таким основаниям относятся (п. 2 Правил, ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):
- истечение срока исполнения юридическим лицом (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении нарушения;
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Решение (приказ) о проведении контрольной закупки принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля (надзора) на основании мотивированного представления должностного лица (п. 4 Правил).
Такое решение принимается, если оценить соблюдение требований законодательства при продаже товаров (работ, услуг) можно только в рамках контрольной закупки. В иных случаях проводится внеплановая проверка (п. 3 Правил).
Способы проведения контрольной закупки
Что касается способов проведения контрольной закупки, то они не отличаются от применяемых потребителями при приобретении товаров (работ, услуг). Закупка может проводиться и дистанционно, то есть с использованием почтовой связи, через интернет (п. 5, 6 Правил).
Оформление результатов контрольной закупки
После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной) должностное лицо объявляет проверяемому о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение и приказ о проведении закупки (п. 11 Правил).
По итогам контрольной закупки составляется акт не позднее трех часов после её завершения. Акт о проведении контрольной закупки (за исключением дистанционной) подается на подпись представителю организации (ИП) (п. 14, 16 Правил). К акту прилагаются документы – кассовые чеки, БСО (п. 19 Правил). Если закупка дистанционная, то проверяемому направляются копии приказа и экземпляр акта не позднее следующего рабочего дня после проведения закупки. Документы проверяемым лицом не подписываются (п. 14, 17 Правил).
Наличные денежные средства, уплаченные при контрольной закупке, необходимо незамедлительно вернуть должностному лицу. Если использовались безналичные денежные средства, необходимо принять меры по их возврату (п. 12 Правил).
Товары, приобретенные в ходе контрольной закупки, в общем случае также возвращаются организации (ИП). Исключение составляют случаи (п. 12, 13 Правил):
- приобретения товаров для исследований (испытаний);
- утраты в результате закупки товаром потребительских свойств;
- изъятия или ареста товаров.
Возврату подлежат результаты работы или услуги, в отношении которых проведена контрольная закупка.
Если выявлены нарушения, то должностное лицо органа государственного контроля (надзора) (п. 21 Правил):
- может организовать внеплановую проверку по тому же основанию (если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований)
- принимает меры по привлечению лиц к административной ответственности, если на то есть основания.
При отсутствии нарушений при проведении контрольной закупки проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается (ч. 4.3 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ).