Разъяснения государственных органов

ФНС России назвала судебные решения, которые будет учитывать при расчете имущественных налогов

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 13.02.2025 № БС-4-21/1433@ "Об обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по отдельным спорам, завершенным в 2024 году, по вопросам налогообложения имущества"

Комментарий

Письмом от 13.02.2025 № БС-4-21/1433@ ФНС России направила в нижестоящие налоговые органы Обзор судебной практики Верховного Суда по спорам, связанным с налогообложением имущества и земли (далее – Обзор). Включенные в документ решения приказано довести до сотрудников, администрирующих эти налоги, и учитывать при проведении проверок. Остановимся на решениях подробнее.

Ремонт или капвложения

Первый пункт Обзора посвящен обложению налогом на имущество капвложений в арендуемое имущество, а точнее, вопросу, какие именно работы считаются уже не ремонтом, а капитальными вложениями. Именно по этому поводу возник спор между организацией и инспекцией, доначислившей налог на стоимость монтажных, строительных и ремонтных работ, которые были выполнены подрядным способом в корпусах арендуемой фермы.

Принимая сторону налоговой, судьи указали, что ключевое значение имеет масштаб работ. В рассматриваемом случае они привели к изменению функционального и целевого использования арендуемых производственных помещений: склады, зернохранилище, весовая и административно-бытовой комплекс были переделаны в ферму. И в таком виде использовались арендатором в предпринимательской деятельности. По мнению арбитров, подобная переделка уже не может считаться ремонтом, поскольку носит капитальный характер, т. к. ведет к изменению и качественному улучшению характеристик недвижимости, повышает продуктивность бизнеса и, как следствие, увеличивает стоимость арендуемого объекта (определение Верховного Суда от 15.01.2024 № 308-ЭС23-26717 по делу № А32-22105/2021).

Непрофильные помещения в "кадастровом" здании

В следующие два пункта Обзора авторы включили споры, связанные с порядком налогообложения помещений, которые расположены в административно-деловой и торговой недвижимости, но при этом имеют другое назначение. В первом случае это было общежитие (определение Верховного Суда от 01.02.2024 № 309-ЭС23-29390 по делу № А50-4618/2023, п. 2 Обзора), во втором – распределительный пункт и трансформаторная (определение Верховного Суда от 01.02.2024 № 309-ЭС23-29414 по делу № А50-31394/2022, п. 3 Обзора).

В обоих случаях судьи признали ошибочной позицию налогоплательщика. По его мнению, нахождение объекта в пределах здания, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, не исключает возможности исчислять налог по нему из среднегодовой стоимости имущества. Обоснование судей следующее: в силу правовой позиции, приведенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П, недвижимость, расположенная в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах), может использоваться как доходный объект, что дает предпосылку для ее повышенного налогообложения. Это касается в том числе помещений, которые используются по другому назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов.

Что касается общежития, то оно размещалось на третьем этаже здания, поименованного в ЕГРН как "центр продаж" и фактически сдавалось в аренду другой организации. Следовательно, оснований для исключения этих помещений из "кадастровой" базы нет, так отметил суд.

Распределительный пункт и трансформаторная используются для снабжения электроэнергией того делового центра, в котором расположены. По своей сути это помещения, необходимые для обеспечения функционирования делового центра, значит, налог по ним нужно платить так, как и по всему зданию в целом, то есть из кадастровой стоимости.

Разделение от кадастра не избавит

Еще один спор, связанный с торговой недвижимостью, облагаемой по кадастровой стоимости, включен в п. 5 Обзора. В этом деле компания пыталась избежать повышенного налогообложения путем перерегистрации права собственности.

Налогоплательщик владел одноэтажным магазином с подвальными помещениями. С 2022 года это здание попало в региональный перечень торговой недвижимости, по которой налог следует платить исходя из кадастровой стоимости. Чтобы не делать этого, компания в феврале разделила здание на два объекта – "магазин, этаж: 1" и "подсобные помещения, этаж: подвал". После этого платила налог по среднегодовой стоимости.

Но налоговая и суды всех инстанций с таким подходом не согласились. Дело в том, что в п. 10 ст. 378.2 НК РФ есть прямое указание: если объект образован в течение года в результате раздела недвижимости, которая по состоянию на 1 января этого года была включена в региональный "кадастровый" перечень, то он также подлежит налогообложению по кадастровой стоимости.

В рассматриваемом случае именно это и произошло. Так, объект (здание), включенный по состоянию на 1 января 2022 года, был разделен на два – магазин и подсобные помещения. При этом само здание из перечня исключено не было. Поэтому до конца текущего года оба помещения должны облагаться по кадастровой стоимости, несмотря на то что они в перечне не упоминаются.

При этом судьи отдельно отметили, что вопрос о корректности нахождения здания в перечне после того, как произошел раздел, в компетенции региональных властей. Налоговая инспекция руководствуется готовым перечнем и не может сама вносить в него изменения, в т. ч. в связи с изменением вида фактического использования помещений (определение Верховного Суда от 04.10.2024 № 310-ЭС24-18410 по делу № А35-6290/2023). Чтобы действительно уйти от уплаты "кадастрового" налога, в рассматриваемой ситуации организации следовало не только перерегистрировать право собственности, но и добиться исключения из регионального перечня здания в целом.

Пониженная ставка по сельхозземлям

Еще одно из вошедших в Обзор судебных дел посвящено земельному налогу. Здесь спор вышел из-за пониженной ставки (0,3 % вместо 1,5 %), установленной для сельхозземель. Поводом стала формулировка НК РФ о том, что льготное налогообложение положено только при условии использования земель для сельскохозяйственного производства. Из этого судьи сделали вывод: налоговой нужен документ, подтверждающий факт целевого использования земель.

Таким документом может быть акт муниципального контроля (планового (рейдового) осмотра земельных участков). Если он есть в налоговой, она должна сразу исчислить налог по сниженной ставке.

Если такого акта в ИФНС нет, она может рассчитывать налог без учета льготы. В этом случае подтвердить право на сниженную ставку должен сам налогоплательщик. Сделать это можно любыми документами, свидетельствующими о сельскохозяйственном использовании земельных участков. Передать их в налоговую необходимо не позднее 20 дней со дня получения из ИФНС сообщения об исчисленной сумме земельного налога (определение Верховного Суда от 01.10.2024 № 305-ЭС24-16380 по делу № А41-35140/2023, включено в п. 4 Обзора).