Документ
Письмо ФНС России от 10.01.2025 № БВ-4-7/58@
Комментарий
Если у ИФНС в рамках налоговой проверки или вне её возникает необходимость в получении документов (информации), она вправе истребовать эти документы (информацию). Требование направляется участникам сделки или иным лицам, у которых есть информация (документы) по сделке.
При этом Налоговый кодекс РФ (ст. 82, 88, 89 и 93.1 НК РФ) не ограничивает круг лиц, у которых можно истребовать документы (информацию). Иначе говоря, запросить документы можно как у первого контрагента проверяемого налогоплательщика, так и по цепочке сделок у последующих организаций. Это подтверждают и суды (см., например, постановление АС Московского округа от 06.08.2024 № Ф05-15667/2024, АС Дальневосточного округа от 08.05.2024 № Ф03-1666/2024).
ФНС России в письме от 10.01.2025 № БВ-4-7/58@ обратила внимание на то, что требование о представлении документов (информации) может быть признано не соответствующим НК РФ. Это происходит, если в требовании не указана цепочка контрагентов и отсутствует возможность установить связь истребуемых документов и сведений с проверяемым налогоплательщиком.
Так, в требовании в строке "касающиеся деятельности" ИФНС должна указать не только контрагента проверяемого налогоплательщика, но и наименование проверяемого лица и отразить цепочку взаимодействия иных поименованных лиц (адресата требования, его контрагента) с проверяемым налогоплательщиком. Такой подход соответствует позиции Верховного Суда РФ, приведенной в решении от 09.12.2024 № АКПИ24-755.