Документ
Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 03-15-06/97828
Комментарий
Напомним, нормы международных договоров имеют приоритет над российским законодательством. Это правило действует и в сфере обязательного страхования (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ч. 2 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Поэтому если по правилам международного договора иностранец по отдельным видам страхования считается застрахованным по месту своего жительства, а по другим – по месту ведения деятельности, то применяются нормы международного договора. В такой ситуации взносы с выплат в его пользу нужно рассчитывать не по единому тарифу, а по специальным тарифам, установленным п. 6.2 ст. 431 НК РФ. См. об этом статью.
По Соглашению, заключенному между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (КНР) 03.11.2000 (далее – Соглашение), временно пребывающие на территории России граждане КНР, которые ведут здесь трудовую деятельность, застрахованы в РФ только по обязательному медицинскому и социальному страхованию.
При этом под временной трудовой деятельностью понимается (ст. 1 Соглашения):
- работа по трудовому договору, заключенному с российской организацией
- или выполнение работ (оказание услуг) по ГПД, заключенному между китайской организацией и российской организацией или с российским физлицом (в т. ч. ИП). При этом граждане КНР должны быть работниками китайской организации.
Условия не соблюдаются, если граждане КНР работают в филиале китайской компании в России. На это обратил внимание страхователей Минфин России в письме от 09.10.2024 № 03-15-06/97828. Это означает, что в такой ситуации нормы Соглашения не действуют. Следовательно, с выплат гражданам КНР взносы нужно рассчитывать по единому общему или пониженному тарифу в зависимости от категории страхователя.