Документ
Письмо ФНС России от 03.11.2021 № ЕА-4-15/15530
Комментарий
В последнее время налоговая служба ведет активную борьбу с формальным документооборотом по НДС, когда отношения между сторонами существуют только на бумаге, а договоры и первичка составляются исключительно для получения вычетов входного налога. Механизмы, которые должны использовать инспекторы на местах для сбора доказательств при выявлении таких схем, ФНС России раскрыла в письме от 03.11.2021 № ЕА-4-15/15530.
Как отмечается в документе, в рамках проверок ИФНС должна не только установить факт фиктивности операций, но и собрать доказательственную базу. Делать это можно и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, среди которых – допросы, анализ регистрационных дел, первичных документов, счетов-фактур и данных из открытых источников.
В частности, налоговая служба настаивает на необходимости допросов должностных лиц и работников спорных контрагентов, в ходе которых необходимо определить номинальность или реальность участия руководителей и учредителей в деятельности и создании организаций, а также фактические обстоятельства заключения договоров, вызывающих подозрения.
При этом допросы не следует завершать сразу после установления номинальности руководителей и учредителей. В подобных ситуациях контролеры должны выяснить, кто координировал действия по регистрации организаций (регистрировал в налоговых органах, открывал счета в банках и т. п.). В дальнейшем эти сведения нужно сопоставить с данными из регистрационных дел всех участников схемы. Цель – выявить совпадение телефонных номеров, доверенностей, нотариусов, электронных адресов, лиц, оплативших государственную пошлину, и т. д.
Не стоит, по мнению ФНС России, пренебрегать и допросами руководства самого налогоплательщика. Так, у директора и главбуха можно поинтересоваться фактическими обстоятельствами подписания договоров, вызывающих подозрение, а также составления первичных документов и счетов-фактур. Далее на основании этих сведений устанавливается транспортная схема доставки товаров от спорных контрагентов. Для этого не лишним будет провести допросы линейных руководителей, в т. ч. директоров торговых точек (магазинов), через которые осуществлялась реализация спорных товаров.
Не менее важна, указывается в комментируемом документе, и аналитическая работа. В этой части ФНС России дает рекомендации изучать данные социальных сетей, а также проверять информацию о наличии движимого и недвижимого имущества, в т. ч. транспортных средств, причем не только у сотрудников и должностных лиц – участников схемы, но и у их близких родственников. Полученные сведения обязательно нужно сверять с данными о доходах, имеющихся в распоряжении ИФНС.
Также анализу должны подвергаться данные из всех документов – договоров, первички, счетов-фактур. Цель – выявить реальные объемы и фактические адреса поставок. Кроме того, можно запросить соответствующие сведения у собственников помещений, расположенных по этим адресам.
В заключение авторы документа отмечают, что приведенный перечень мероприятий не является закрытым. Поэтому при необходимости инспекторы на местах вправе осуществлять и другие действия, необходимые для выявления злоупотреблений с вычетами по НДС и сбора соответствующих доказательств.