Документ
Письма Минфина России от 17.03.2021 № 03-05-05-03/18903, 03-05-04-03/19149
Комментарий
В прошлом году из-за пандемии Правительство РФ постановлением от 03.04.2020 № 440 (далее – Постановление № 440) автоматически продлило срок действия лицензий на розничную продажу организациями общепита алкогольной продукции, если их срок истекал в 2020 г.
По действующим на конец 2020 года нормам продление лицензий, срок которых истекает в 2021 году, предусмотрено не было. Поэтому в начале этого года многие организации общепита обратились за продлением лицензий на розничную продажу алкоголя и заплатили за это соответствующую государственную пошлину.
Однако постановлением от 04.02.2021 № 109 (далее – Постановление № 109) Правительство РФ изменило Постановление № 440, распространив его действие на лицензии, срок действия которых истекает с 1 января по 31 декабря этого года, в том числе лицензий, которые были продлены в 2020 году.
В связи с этим у компаний, которые уже заплатили госпошлину за продление лицензии, возник закономерный вопрос: можно ли ее вернуть?
Специалисты Минфина России в письмах от 17.03.2021 № 03-05-05-03/18903, 03-05-04-03/19149 пришли к выводу, что вернуть госпошлину можно, если она была уплачена после 8 февраля 2021 г.
Обоснование следующее. Постановление № 109 вступило в силу с 8 февраля 2021 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г. Иначе говоря, после указанной даты правовые основания для совершения лицензирующим органом действий по продлению лицензий отсутствовали. Поэтому такое действие не могло быть совершено. Следовательно, государственная пошлина признается излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) по правилам ст. 333.40 НК РФ.
Если же организация перечислила госпошлину с 1 января до 8 февраля 2021 г. и при этом лицензирующий орган не вернул ей заявление о продление лицензии, то госпошлину не вернут. Минфин России считает, что для этого нет никаких оснований.
Отметим, Постановление № 440 автоматически продлило лицензии не только на розничную продажу алкогольной продукции организациями общепита. Это также касается лицензий на оказание услуг связи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, телевизионное вещание и (или) радиовещание. Поэтому комментируемое письмо актуально и для этих организаций.