Документ
Письмо ФАС РФ от 22.07.2016 № АК/50406/16
Комментарий
15.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ). Он внес ряд изменений в Закон о торговой деятельности от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле) и КоАП РФ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разъяснила новые положения закона с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Соблюдать антимонопольные правила и запреты должны все участники группы
Комментируемый закон расширил сферу действия антимонопольных правил и запретов, предусмотренных Главой 3 Закона о торговле. Так, с 15.07.2016 действие этой главы распространяется не только на лиц, прямо поименованных в законе, но и на все хозяйствующие субъекты, входящие с ними в группу согласно закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". В частности, к группе относятся (ч. 1 ст. 9 Закона № 135-ФЗ):
- хозяйственное общество (товарищество, партнерство) и лицо, имеющее в нем более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
- организация и лицо, осуществляющее функции его единоличного исполнительного органа;
- организации, в которых более половины коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров составляют одни и те же физические лица;
- физическое лицо, его супруг, родители, дети и их полнородные и неполнородные братья и сестры;
- и т.д.
Таким образом, ни один участник группы лиц не вправе, например, создавать дискриминационные условия на товарном рынке (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле), создавать препятствия для доступа на рынок товаров (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле), навязывать контрагенту условия сделки (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле) и т.д. Нарушение этих запретов может повлечь привлечение к административной ответственности на основании ст. 14.40 КоАП РФ.
Торговые объекты, принадлежащие группе лиц, образуют торговую сеть
Изменились критерии отнесения торговых объектов к торговой сети. Ранее торговой сетью считались два и более торговых объекта, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением или средством индивидуализации (п. 8 ст. 2 Закона о торговле). Что подразумевалось под понятием "общее управление" было не ясно. Законодатель уточнил этот момент. С 15.07.2016 торговой сетью можно считать два и более объекта торговли, которые принадлежат одному или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу (ст. 9 Закона № 135-ФЗ).
Отнесение торговых объектов к категории торговых сетей важно в случаях, когда закон устанавливает для них определенные права, обязанности и запреты. Например, торговые сети вправе получать информацию об отборе контрагента у поставщиков продукции, а также обязаны предоставлять поставщикам такую информацию (ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона о торговле). Торговым сетям запрещено взимать и вносить плату за право поставок и изменение ассортимента продовольственных товаров (ч. 13 ст. 9 Закона о торговле) и т.д.
Информация о договоре поставки продуктов теперь предоставляется только через интернет
Согласно действовавшим ранее положениям ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле перед заключением договора поставки продовольственных товаров поставщик и организатор сети должны были информировать друг друга о существенных условиях такого договора либо на своем сайте в интернете, либо по письменному запросу контрагента в течение 14 дней со дня получения такого запроса.
С 15.07.2016 обязанность информирования по запросу отменена. Теперь информация размещается только в интернете, а заинтересованное в ее получении лицо должно знакомиться с ней самостоятельно.
Несоблюдение указанных правил предоставления информации считается нарушением антимонопольного законодательство и влечет административную ответственность согласно ст. 14.41 КоАП РФ.
Новые правила расчета вознаграждения за приобретение и продвижение товара
Поставщик может платить торговой сети за приобретение товара и его продвижение. Ранее максимальный размер вознаграждения за закупку определенного объема товара и его продвижение составлял 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле).
С 15.07.2016 эта цифра уменьшилась до 5 процентов, однако при определении размера вознаграждения учитывается не только цена товаров, но и стоимость оказываемых продавцом (сетью) поставщику услуг по упаковке, логистике, рекламированию, продвижению товаров и иных подобных услуг). Эти услуги, как и ранее, запрещено включать в договор поставки продовольственных товаров. Для этого необходимо заключать отдельный договор возмездного оказания услуг.
Законодатель уточнил, что к услугам по продвижению товара относятся:
- рекламирование;
- осуществления специальной выкладки товаров;
- исследования потребительского спроса;
- подготовка отчетности, содержащей информацию о товарах;
- иная деятельность, направленная на их продвижение.
Как видно, приведенный перечень не является исчерпывающим. Поэтому, договариваясь о продвижении товаров, субъекты торговой деятельности могут отнести к продвижению товаров и другие действия, направленные на его реализацию.
Стоимость таких услуг должна указываться в виде конкретных сумм и не может зависеть от объема приобретенной у поставщика продукции. Как пояснили специалисты ФАС, если стоимость услуг не будет фиксированной, а будет зависеть от объемов закупаемой продукции (который отличается у разных поставщиков), это приведет к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Нарушение перечисленных правил может повлечь наказание по ст. 14.42 КоАП РФ.
Новые запреты для поставщиков и продавцов продовольственных товаров через сети
Часть 13 статьи 9 Закона о торговле дополнена рядом запретов для сторон договора поставки продовольственных продуктов в торговые сети. Так, с 15.07.2016 запрещается:
- взимать или вносить плату за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
- взимать или вносить плату за изменение ассортимента продовольственных товаров;
- возмещать расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
- возмещать расходы, не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
Наказание за нарушение этих запретов применяется без проведения расследования о нарушении антимонопольного законодательства, как это предусмотрено ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ
Условия договоров необходимо привести в соответствие с законом
При применении положений Закона о торговле, вступивших в силу 15.07.2016 следует иметь в виду следующее. Если договор заключен до этой даты и его условия противоречат положениям Закона о торговле, то до 01.01.2017 они считаются действующими и вносить изменения в такие договоры не нужно. С 01.01.2017 условия договоров, противоречащие Закону о торговле, будут считаться утратившими силу (ст. 3 Закона № 273-ФЗ). Это означает, что, во-первых, стороны договора не будут обязаны их выполнять, а во-вторых, не будут иметь права ссылаться на них в случае возникновения спора. Таким образом, следует привести условия договора в соответствие с законом до 01.01.2017.
Если же договор заключен 15.07.2016 или позже, его условия должны полностью соответствовать новым требованиям закона.